В зеленоградском «Ведогонь-театре» объединили театр и науку

1 и 2 марта в одном из административных округов Москвы, в Зеленограде, состоялся Фестиваль-лаборатория «Театр+Наука». Проводит его уже третий год подряд команда «Ведогонь-театра».

Необычная идея соединить в одном пространстве «физиков» и «лириков» именно в этом городе родилась неслучайно. Зеленоград, задумывающийся еще в 50-х годах, как город инженеров и ученых, до сих пор известен сосредоточением научно-исследовательских институтов. Поэтому для выросшего в лоне наукограда «Ведогонь-театра» идея подобного городского фестиваля оказалась особенно близка.

Фото предоставлены пресс-службой театра

«Фестиваль должен откликаться на то, где мы живём и где мы работаем», – делится Павел Курочкин, художественный руководитель театра, заслуженный артист России.

В этом году в рамках фестиваля прошли 5 лекций (в том числе от специалистов научных институций и профориентологов), 5 мастер-классов, работали интерактивные зоны для детей, подростков и взрослых, состоялись показы 3 спектаклей приглашенных коллективов – Театра сторителлинга Константина Кожевникова, Театра СНАРК и Театра им. Н.В. Гоголя. За два дня фестиваль собрал свыше 1500 зрителей!

Для свободного посещения в пространстве театра также расположились три выставки. Институт цифрового дизайна НИУ МИЭТ представил работы студентов 2-го курса с дополненной реальностью. Музей микроэлектроники «Ангстрем» выставил уникальные экспонаты, включая первые в СССР микросхемы и микрорадиоприёмники. В фойе театра можно было ознакомиться с выставкой Политехнического музея «Наука — это красиво!», где был продемонстрирован эстетический взгляд на научные эксперименты и тайны микромира.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Но, конечно, кульминационным событием стало закрытие фестиваля! То, ради чего он и задумывался, а именно соединение научной и театральной мысли нашли свое воплощение в творческой лаборатории. Режиссеры и актеры «Ведогонь-театра» создали три коротких спектакля-эскиза на основе трех современных исследований зеленоградских ученых из Национально-исследовательского института молекулярной электроники (НИИМЭ). Работа над постановками велась не один месяц: творческие группы встретились с авторами научных разработок и попытались понять суть каждой работы. И только потом приступили к воплощению этих идей на театральной сцене. Что из этого получилось зрители и сами ученые смогли увидеть 2 марта на закрытии фестиваля.

Драматическую фантазию «Я чувствую» на тему нейропротезирования поставила Лилия Шайхитдинова. Зрители оказались внутри протеза и встретились с рецепторами, отвечающими за тактильные ощущения в изобретении. «Получилась очень проникновенная история с сохранением научной точности», – делится своими впечатлениями автор разработки Александра Гончарова, инженер биомедицинских систем отдела перспективных исследований НИИМЭ. – «В рамках фестиваля, на мой взгляд, постановка должна запустить мыслительный процесс, заставить задуматься «почему же этим занимаются». И я благодарна режиссеру Лилии и театральной команде, что они приготовили очень сбалансированную, в научном и театральном плане, пищу для ума. Родилась очень изящная и выдержанная работа».

Фото предоставлены пресс-служьой театра

Илья Роговин удивил публику литературной фантазией «ЧИЧИК.OFF», где Чичиков из будущего собирает «мертвые» аккаунты жителей. В основе – разработка о ферроэлектрической энергонезависимой памяти Павла Захарова, начальника отдела энергонезависимой памяти НИИМЭ: «Эскиз превзошел все ожидания. Очень много искрометного юмора. Безусловно, такой формат очень полезен для популяризации науки».

Завершил вечер эскиз Алексея Ермакова – экспериментальная сказка «Иван-транзистор», где мотивы русской народной сказки «Царевна-лягушка» органично сплелись с темой научной разработки Романа Арилина, эксперт в области интеграции технологических процессов в микроэлектронике НИИМЭ о транзисторе для хранения информации. «Эскиз не соответствует ожиданиям и это замечательно, — говорит ученый. – Я ожидал что-то нудное, а получилось зажигательное, неожиданное и обалденное представление».

Каждый из эскизов длился не более 30 минут и начинался с короткой беседы с авторами научных разработок. И пусть они не иллюстрируют с научной точностью изобретения, но точно вызывают интерес у зрителя к современной науке. «В эскизах научные идеи преобразуются в театральное действо», – прокомментировал Павел Курочкин, – «и основная задача для нас – найти художественный образ, который эти идеи отразит, чтобы зритель не только понял ее умом, но и прочувствовал».

URL List