Щелкунчик в мышеловке. «Крысолов» театра «Левендаль» в рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»

Камерный драматический театр «Левендаль» привёз из Санкт-Петербурга в Москву своего «Крысолова». Режиссёр Ярослав Морозов сделал смелый шаг, увернувшись от гриновской романтики, однако, его альтернативный художественный мир оказался сложным для восприятия.

Фото: Юлия Шепелева

Этот «Крысолов» мог бы стать «Щелкунчиком», но стал «Шильонским узником» в кандалах режиссёрской воли. Принцип «всё смешать» здесь, безусловно, осознанный. И в этом котле действительно всё сплавилось воедино: красно-белый Петербург 1920-х, Гамлет с его титульным вопросом, Сейлор Мун, забористый саунд в духе Rammstein, кафе «Серебряная крыса», Лев Троцкий, демоническое дитя…

Фото: Юлия Шепелева

Конечно, современный театр не всегда ставит перед собой задачу быть понятным и приятным. И всё же хочется верить, что в этом богатом мешке придумок, аллюзий и образов найдётся та самая загадка, которую захочется разгадать или хотя бы вспомнить на следующий день.

Фото: Юлия Шепелева

Петербургский «Крысолов» запоминается скорее ворохом слов и грохотом рока, в потоке которых, к сожалению, тонет автор. И это Александр Грин, всю жизнь пытавшийся не утонуть. Как капитан, терпящий привычное кораблекрушение, он настойчиво толкал свою каравеллу со дна ввысь, к небу, и даже в самые тяжёлые моменты по-детски верил в достижимость счастья. Эта светлая, парящая вера и стала душой его литературного творчества.

Фото: Юлия Шепелева

Ярослав Морозов в своей работе, похоже, выбирает противоположный путь. Он загоняет Щелкунчика в мышеловку: погружает героя на дно в беспросветное подземелье, вслед за сознанием раздваивает его тело, а целомудренный трепет распаковывает как эротическую фантазию. Шёпоты и шорохи гриновского мира здесь полностью вытеснены драйвовым авторским роком Артёма Аретова, а звук выкручен на максимум по шкале децибелов.

Фото: Юлия Шепелева

Получилась яркая и динамичная постановка, перенасыщенная картинками, не слишком удобная для зрителя и не слишком много говорящая о «Крысолове» и Александре Грине. Собственно, от Грина остались лишь модельки кораблей с алыми парусами, на пару минут появляющиеся на сцене.

URL List