Влюбиться в «Такого-то». Артем Быстров в премьере спектакля «Школа для дураков», МХТ им.Чехова

На Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова режиссёр Денис Азаров представил спектакль «Школа для дураков», основанный на одноименном произведении Саши Соколова. Этот роман, часто называемый повестью, написан в стиле бессюжетного «потока сознания». Денис Азаров не стремится воссоздать мозаику событий, а, свободно играя с текстом, передаёт атмосферу личных ощущений от истории «ученика Такого-то».

Фото: Эля Закирова

Сцену и зрительный зал художник Алексей Трегубов разделяет занавесом с названием школы и серебряными звездами. Такое оформление напоминает новогодний занавес какого-нибудь Дома культуры, однако за ним прячется не новогодняя ёлка, а школьный класс с огромной доской, практически во всю сцену. На её фоне разворачиваются события из воображаемого (частично реального) мира «ученика Такого-то» (Артём Быстров).

Фото: Эля Закирова

У него часто «склеены» пальцы, он весь будто на шарнирах, непредсказуем, лёгок, гибок. Он существует, живёт и растёт, как деревья, травы, животные. Его энергия так естественна, что, наблюдая за ним, ощущаешь, как постепенно влюбляешься в наивного, светлого, хулиганистого и обаятельного… хочется сказать мальчугана, но на самом деле – взрослого мужчину. Он застрял во временной петле, придуманной самим собой. Его alter ego не раздваивается, а возводится в куб (Владимир Кузнецов, Мухтар-Али Мурзин, Артём Панчик). Все вместе они постоянно играют в метание мокрых тряпок в доску. Эта игра повторяется несколько раз. Для Дениса Азарова повторение становится одним из основных приёмов в спектакле: игры, появление учителя географии и Девочки с простой собакой (Дарья Трухина), открывание и закрывание занавеса и так далее. Это создаёт эффект замкнутости действия, и кажется, что вместе с «учеником Таким-то» ты ходишь по кругу.

Фото: Эля Закирова

Посещение могилы бабушки превращается в поэтическую сцену. Фото на памятнике − изображение Марины Цветаевой − держит в руках Ангел (Кирилл Трубецкой). Он переглядывается и бессловесно общается с «учеником Таким-то». Особый диалог ученик ведёт и с учителем географии Норвеговым (Алексей Гнилицкий). Длинноногий (актёр передвигается на джамперах, в романе – любит ходить босиком) и с глобусом в руках, Норвегов олицетворяет хоть какую-то заботу о брошенном мальчике. Хотя в спектакле это выражено лишь намёком, у Саши Соколова Норвегов фактически заменяет ученику отца, которого на сцене нет. Вместо него выносят застывший слепок из одежды.

Фото: Эля Закирова

Символично выглядит изображение влюблённости во взрослую учительницу Вету Акатову. Эту героиню и Маму играет одна актриса – Вероника Васант. Для «ученика Такого-то» любовь ангелического состава, без желания обладания, только – абсолютная красота, подобно той, что проектор рисует на доске. В эти рисунки герой ныряет, как в тёплое море, растворяется в них и становится одним целым с миром, который живёт в его голове. Он чувствует себя защищённым только здесь, за доской, вероятно, потому что вне её прячется жестокая реальность, где нет места ни Ангелу, ни нарисованным пейзажам, ни даже любимой речке.

Фото: Эля Закирова

В романе Саши Соколова Норвегова увольняют, на прощание он рассказывает ученикам притчу о плотнике, который, не имея гвоздей и досок для работы, согласился в обмен на них участвовать в распятии на самим же им созданном кресте другого плотника. В результате, распял сам себя. В версии Дениса Азарова Норвегов умирает: на сцену выносят гроб, в котором вместо тела лежит огромный глобус. Над ним склонились все ипостаси «ученика Такого-то», погруженные в рассуждения о времени. Времени, которое не имеет ни начала, ни конца, а движется по кругу.

Фото: Эля Закирова

Меланхолия действий придаёт спектаклю размеренность, текучесть, пунктирность. Кажется, вот-вот произойдёт что-то значительное, но…нет… В финале Доктор Заузе (Кирилл Трубецкой) долго и монотонно читает монолог о плотнике, обращаясь к обнажённому «ученику Такому-то». Доктор поливает его водой — это не средневековая пытка, но возникает ощущение, что перед нашими глазами совершается распятие.

Фото: Эля Закирова

Артём Быстром не прибегает к карикатуре. Он не пытается переиграть, чтобы более убедительнее передать детскую наивность персонажа или вызвать к нему жалость. Его актёрская работа полна самоотверженности, скрупулёзности, богата на выразительные детали и в рамках медленного, бессвязного повествования, создаёт параллельное внутреннее движение: мощное, эмоциональное, объемное.  Оно останавливается, когда «ученик Такой-то» замертво падает. Над ним расплетаются густые и длинные пряди мерцающих ленточек. Умер? Или это вновь плод воображения, страдающего раздвоением личности «ученика Такого-то»? Если доверять его гипотезе, время идёт нелинейно, а значит, эта смерть — не конец, а скорее начало. Проснулся? Выздоровел? В любом случае, очень хочется верить, что «ученик Такой-то» Артёма Быстрова не исчез без следа, оставаясь частью этого непрерывного мирового хаоса, которому очень нехватает покоя. 

URL List