Спектакль «Посадить дерево» – это совместный проект продюсера Леонида Робермана и Театра «Практика», который будет идти на различных площадках Москвы.
Спектакль Марины Брусникиной – забавная философская притча на тему известного постулата о том, что настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. К слову, изначально фраза звучала несколько иначе – «Человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться». Но это – для другого климата.
Автор пьесы – Алексей Житковский – размышляет о том, насколько эти мужские правила актуальны в современном обществе, когда пропасть между поколениями становится глубокой, как никогда. В его истории отец вывозит сына в поле, чтобы совместными усилиями посадить то самое дерево. Правда ответить любознательному сыну вразумительно на вопрос «зачем» он не может.
Сына, привыкшего находить ответы на все вопросы с помощью поисковых систем, размытые туманные рассказы не устраивают. Хотя, его не устраивают и конкретные рассказы, например, о строении дерева и правилах его посадки.
Как правильно посадить дерево в самом начале спектакля рассказывает Марина Брусникина. Ее текст составлен таким образом, что каждое предложение, описывающее ботанические подробности, удивительным образом подходит к человеческим отношениям. Такая интеллектуальная игра – небанальный и интересный ход, настройка зрительского инструмента.
Ну а главный инструмент садовода – лопата – в руках главных действующих лиц спектакля: отца и сына. Кажется, Михаилу и Николаю Ефремовым и играть-то ничего не нужно, проблемы отцов и детей налицо. Но понять до конца что это: спектакль или сеанс семейной театральной психотерапии, не удается.
Неожиданный поворот в виде двух вооруженных до зубов людей (Олег Тополянский, Валерий Трошин), прерывает взаимные обвинительные речи отца и сына, и переворачивает действие с ног на голову. Кто будет теперь за старшего, и кто справится с ситуацией?
Серьезная тема, облаченная в легкую комедийную форму, не перестает быть серьезной, и это несомненное достоинство спектакля. Кто будет ближе зрителю, отец или сын (а может быть оба), вряд ли зависит от возраста, скорее от мироощущения. Посмотреть на себя со стороны и понять, какие в сущности мелочи мы превращаем в непреодолимые препятствия, стоит любому человеку. Посмотреть и обнять друг друга.