Нет в России человека, который не знал бы Василия Семеновича Ланового. Его благородный профиль и королевская стать узнаваемы в любых ролях. С самого начала своего актерского пути Василий Лановой стал символом настоящего мужества, силы и преданности. Свою первую роль в кино он исполнил, будучи студентом, в картине «Аттестат зрелости», а через два года весь Советский Союз знал его Павку Корчагина.
В 1957 году, по окончании Щукинского училища, Василий Семенович начинает служить в Театре имени Евгения Вахтангова, и этому театру он не изменяет вот уже шестьдесят три года. За это время легендарный артист создал огромное количество образов, среди которых Фортинбрас в «Гамлете», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях», Принц Калаф в «Принцессе Турандот», Маяковский в «Конармии», Цезарь в «Антонии и Клеопатре», Троцкий в «Брестском мире», Бернард Шоу в «Милом лжеце», и множество других.
«С театром связаны мои главные радости и волнения, тревоги и мгновения настоящего актерского счастья. В театре проходит основная творческая жизнь, в нем от спектакля к спектаклю зреет и расцветает талант актера, совершенствуется его мастерство» – говорит Василий Семенович.
Накануне дня рождения артиста, мы вспоминаем его прошлые и настоящие роли.
«Принцесса Турандот»
В 1963 году Рубен Симонов возобновил спектакль Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот», где Василий Лановой сыграл роль Принца Калафа. Эта роль стала визитной карточкой актера на несколько десятилетий. Сам Василий Семенович считает эту роль «самой дорогой, самой необходимой и не заменимой ничем в освоении вахтанговской школы».
«Конармия»
Спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля имел огромный успех у публики. Василий Лановой великолепно исполнил в нем роль Владимира Маяковского.
«Золушка»
В своей автобиографической книге «Летят за днями дни…», Василий Семенович очень забавно рассказывает о своей роли Маркиза Па де Труа. Ему никак не удавалось получить комическую роль, все время давали принцев, рыцарей и военных. И когда Рубен Симонов приступил к репетициям «Золушки», Лановому опять достался Принц.
«Тут уж я не выдержал, подошел к Рубену Николаевичу и взмолился дать мне какую-нибудь другую роль, объясняя, что больше не могу играть принцев, что надоели они мне. «Какую, Вася?» — недоуменно спросил он меня. «Ну, хоть Маркиза Па де Труа — острохарактерная, даже гротесковая роль, дайте мне похулиганить», — неожиданно для себя проговорил я и сам удивился своей смелости».
К счастью, мы и сейчас можем увидеть этот спектакль, благодаря телеверсии.
«Антоний и Клеопатра»
В этой трагедии Шекспира Василий Лановой играл роль Цезаря Октавиана. По словам его коллеги и партнера по спектаклю, Михаила Александровича Ульянова, «игру Ланового отличала законченность и четкая определенность характера. Его Цезарь был скульптурен, как вычеканенный на монете римский император. Повелительная манера разговаривать, патрицианская стать, гордыня — чрезвычайно впечатляющая и убедительная фигура».
«Три возраста Казановы»
Спектакль Евгения Симонова по пьесам М. Цветаевой «Приключение» и «Феникс». Эта романтическая постановка, наполненная страстями бурного XVIII века, повествовала о трех любовных эпизодах из жизни авантюриста Казановы. В великолепном трио – Юрий Яковлев, Василий Лановой, Евгений Князев – Василий Семенович сыграл самый расцвет жизни прославленного сердцееда, страстного романтика и безрассудного рыцаря.
«Брестский мир»
Спектакль по пьесе Михаила Шатрова об истории заключения Брестского мира. Режиссер Роберт Стуруа предложил Василию Лановому роль Троцкого, как будто специально искал актера максимально непохожего на персонажа. Многое в спектакле было снято по требованию еще действовавшей цензуры, но Ланового, появляющегося из тьмы в белоснежной бурке, зрители все-таки увидели.
«Лев зимой»
Историческую пьесу американского писателя Джеймса Голдмена, посвященную взаимоотношениям Генриха II и Элинор Аквитанской поставил в театре Вахтангова Евгений Марчелли. Генрих Василия Ланового уже немолод, однако он все еще остается опасным игроком и непревзойденным мастером придворных интриг. Он крепко держит в руках бразды правления, но понимает, что время его на исходе и потому стремится оставить страну, власть и корону одному из своих сыновей. А сердце гордого короля разрывается между двумя женщинами. И любовь влияет на все его решения. Но лишившись ее, он может потерять все.
«Фредерик, или Бульвар преступлений»
Спектакль по одноименной пьесе Э.Шмитта режиссер Николай Пинигин поставил к юбилею Василия Семеновича. Герой, которого играл Лановой, под стать ему самому: легенда французского театра, великий актер Фредерик Леметр. Этот спектакль – театр в театре: актерские интриги, глупый драматург, жадный директор, счастье и проклятие актерской профессии и, конечно же, любовь. Есть ли для актера жизнь вне театра? И есть ли для него театр вне жизни?
«Последние луны»
Спектакль, который Римас Владимирович Туминас назвал «Вечером воспоминаний», воспоминаний об ушедших родных. Пьесы «Последние луны» и «Тихая ночь» затрагивают горькую тему равнодушия к самым близким и родным людям. Герой Василия Ланового, в силу сложившихся отношений с сыном, вынужден переселиться в дом престарелых. Василий Семенович играет не столько трагедию, сколько, как бы страшно это не звучало, радость осознания истины, способность отречься от суеты, и принятие последней свободы.
«Посвящение Еве»
Вот уже много лет Василий Семенович Лановой встречает свой день рождения на сцене. В этот день он играет «Посвящение Еве», по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Загадочные вариации». Его герой – писатель Абель Знорко – нобелевский лауреат, гений, мизантроп, человек, наделенный острым умом и огромным талантом. Его последний роман – загадочная любовная переписка, и эту тайну не удается разгадать ни одному из журналистов. Кроме одного… В этом потрясающем спектакле Василий Лановой играет все оттенки всепоглощающей страсти и болезненной любви, которую он обрывает собственным волевым решением, чтобы превратить ее силу в творчество.