Накануне Нового года праздничное настроение всегда в цене. Об этом несколько лет назад задумался московский театр МОСТ и создал шоу в жанре довольно редком. Спектакль под названием «Кабаре. Сны на Патриарших» запускают за пару недель до праздника, и он шествует в новый год вместе со зрителями, отдыхающими вплоть до Рождества.
Постановщики шоу Георгий Долмазян и Евгений Славутин немало потрудились, изучая опыт всех возможных вариантов кабаре — от прародителей жанра французов, до «серебряных лет» русской культуры и «золотых двадцатых» немецкой. Получился неплохой микс стилей и эпох в блистающем юмором и танцами спектакле.
Один из самых приятных моментов для посетителей этого кабаре, расположенного недалеко от загадочных Патриарших прудов, становится по-настоящему праздничная атмосфера в зале, где вместо кресел стоят накрытые столики и любезные официанты предлагают выбрать приветственный напиток. Публика предпочитает, разумеется, шампанское. Некоторые гости заказывают за свой столик дополнительную бутылку, и правильно делают. Опыт показывает, что восприятие не всегда простых шуток от ведущих вечера искрится только вместе с брызгами шампанского, а самый веселый и искренний смех доносится именно от столов, где напитки льются рекой.
Ведущие и артисты шоу стараются окутать зрителей волшебным сном музыки, танца, поэзии. В Германии конца двадцатых люди нередко шли в кабаре после рабочего дня, чтобы отдохнуть и расслабится, но не выпасть из реальности, ведь завтра — снова на работу. Оттуда родом грубоватые шутки и скетчи, часто с актуальным политическим или социальным подтекстом, на которые отлично реагировала уставшая и поддатая публика, а также пародии на другие виды искусства, несколько деловой стиль лирики. Немецкие кабаре стали символом эпохи, стихи и песни для берлинских заведений писал сам Бертольд Брехт.
В «Снах на Патриарших» тоже шутят, не всегда смешно, но на злобу дня. Это классика жанра, не согласиться с которой нельзя, если хочется настоящего кабаре. Неуклюжие балеринки тоже из этой «оперы», как и зловещего вида, но вовсе не страшный фокусник со своей геллаподобной помощницей.
В России все, как обычно, переосмыслено своеобразно и талантливо. Образ русского кабаре связан прежде всего с упаднической поэзией, дымным залом подвалов, и кокаиновым угаром — неизменным спутником творцов «серебряного века». «На Патриарших» не зашли так далеко, но зато удачно использовали местоположение своего театра и привязали представление, конечно же, к знаменитым булгаковским местам, что неподалеку. Ведущие, одетые в стиле воландовской свиты, всевозможные мистические персонажи наполняют спектакль колдовским туманом артистических погребков времен русского декаданса.
Развеселый Париж той же эпохи представлен многочисленными, пленяющими мужчин, «девушками в трико» и, разумеется, традиционным канканом в завершение сказочного вечера, который, кроме всего названного, заполнен забавными лотереями с настоящим выигрышем, мощным интерактивом со зрителями, чарующей зимней музыкой.
Совершенству нет предела. Замечательное шоу может блестеть еще ярче, номера исполняться отточеннее, шутки могут быть смешнее, выбор песен и литературного материала — более узнаваемым и стильным. Артистам категорически не хватает места на крошечной сцене, и их чудесные синхронные фляки заставляют дам хвататься за сердце, ведь разойтись на небольшом пространстве сцены почти невозможно.
Год от года «Кабаре. Сны на Патриарщих» приобретает все больше поклонников, и постановщикам приходится менять и разнообразить программу, чтобы перед каждым Новым годом удивить своих друзей заново. Приходить сюда можно и нужно ежегодно, особенно, когда зима перестает радовать снегом и морозом. Тогда особенно приятно вместе с артистами призвать снег знаменитым рождественским гимном: «Let it snow, let it snow, let it snow»!