Фестиваль «Радуга»

ФЕСТИВАЛЬ 2022
СТАТЬИ О ФЕСТИВАЛЕ 2022

«Капитал»

Актёр Александр Николаев в образе чокнутого профессора, присыпанный то ли библиотечной пылью, то ли мукой из примеров с пекарем и хлебом, простым языком пересказывает ключевые положения марксистской теории и показывает их связь с реальностью — на люстрах, манекенах, ящиках и прочем живописном хламе. Режиссёру Наде Кубайлат в постановке «Капитала» помогал писатель Алексей Цветков, автор предисловий и комментариев к главному труду Маркса, так что получается очень понятно. И драматично: история превращения всего на свете в товар и подмены реальной ценности придуманной получается настоящим приключением с финалом тем более волнующим, что он пока только ждёт нас всех где-то впереди.

«Озор»

Тревожная, выточенная пластически, виртуозно музыкальная зарисовка ветхозаветных конфликтов и шекспировских страстей вольной Сибири, где насилие служит цементом в фундаменте общественных отношений: за зуб здесь выбивают зуб, жён учат плетью, попыток свободы и любви не прощают. Елизавета Бондарь создала этот спектакль на материале рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка по итогам его лабораторного обсуждения с жителями города Мирный. Нарезка их реплик в конце как будто суровой ниткой пришивает к сегодняшнему дню жутковатую картинку одного неслучившегося романа на фоне передела сфер влияния. И, сколь ни ожидаемы совпадения рисунков, дрожи от очевидных перекличек сдержать не получается.

«Дастан о шейхе Бедреддине, сыне кадия города Симавне»

Учебное пособие по истории от стамбульского театра «Сова». Моноспектакль начинается с исторической справки и дробится на стихотворные параграфы, между которым закадровый женский голос с интонациями громкоговорителя в аэропорту сообщает, что здесь, собственно, происходит: средневековый богослов Бедреддин Симави, проповедующий идеи всеобщего равенства, поднимает восстание против преступной власти, обирающей страну, и гибнет вместе со своими сподвижниками. Два взгляда на историю, поэтический и фактографический, одинаково не располагают к сопереживанию — только к размышлению о том, что любые трагедии живых, настоящих людей обречены переродиться в сухой шелест страниц, почти не трогающий сердца.

«Тайм-аут»

Беспощадное и блестяще сыгранное реалити-шоу Петра Шерешевского. Прямой эфир из Валгаллы для неудачников: жизнь соцработницы Люды, застывшая в безвременье пустого супермаркета, среди множества иллюзий выбора. Персонажи, хитро склеенные на видеоэкране над сценой, на самом деле действуют в разных концах торгового зала и не могут дать друг другу ни любви, ни поддержки. Впрочем, и ранить по-настоящему не могут: вакуум натужных фантазий спасает рассудок человека, в начале жизни понявшего, что ничего хорошего в ней не увидит. А кто во всём виноват? Норны, которые выбросили неудачный жребий, а теперь донимают Люду своей скандинавской ходьбой по замкнутому кругу.

Творческий вечер Милоша Биковича

Дебют сербского актера театра и кино Милоша Биковича в роли… самого себя. За полтора часа он успевает ответить как на заранее подготовленные вопросы ведущей, так и на запросы из аудитории, причем некоторые зрители неожиданно обращаются к актеру на его родном языке. Полную внимания тишину постоянно прерывают взрывы смеха — Бикович живо и с юмором говорит о работе и аккуратно обходит тему личной жизни. Сюрпризом становится показ эксклюзивных видеороликов его грядущих продюсерских проектов: детского мультсериала про птиц-тупиков и черной комедии о югославском кинокритике Бошко Токине.