Балет Монте-Карло приедет на фестиваль «Дягилев. P.S.». Почему это важно?

Мы уже рассказывали, что в ноябре в Санкт-Петербурге пройдет X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Фестиваль празднует свой юбилей, который совпадает со 110-летием самих дягилевских Ballets Russes. Тема «Дягилев. P.S.» 2019 в этом году – «Наследие Ballets Russes в XX–XXI столетиях», «Русские сезоны» как источник вдохновения для современных хореографов.

Мы хотим подробнее рассказать о том, какие работы будут представлены на фестивале, эту серию статей открывает первый спектакль программы – «Посвящение Нижинскому» Балета Монте-Карло.

Монте-Карло – это существенная составляющая творческой биографии «Русских сезонов».  Именно здесь многие годы располагалась база труппы Дягилева. Здесь проходили репетиции и премьеры балетов и опер антрепризы, решались творческие и финансовые вопросы.

Именно в Монте-Карло Дягилев работал над репертуаром 1911 года. Михаил Фокин поставил там пять новых балетов – «Подводное царство» (из оперы «Садко»), «Нарцисс», «Пери», «Призрак Розы», представляющий собой изысканное па-де-де Карсавиной и Нижинского, и главная новинка сезона — драматический балет «Петрушка» Стравинского, где ведущая партия ярмарочного шута, погибающего в финале, принадлежала Нижинскому.

Вацлав Нижинский в балете «Петрушка»

Сезон 1920 года также в основном создавался в Монте-Карло. Леонидом Мясиным было поставлено три спектакля — «Пульчинелла» на музыку Стравинского в декорациях Пикассо, новая версия «Весны священной» и опера-балет «Женские причуды».

Леонид Мясин

После ухода Мясина, у труппы начался сложный период. Но в январе 1923 года в Париж прибыли пятеро молодых танцовщиков из Киева (в том числе Серж Лифарь), которые вскоре приступили к репетициям в Монте-Карло. Программа этого года состояла преимущественно из старого репертуара, включавшего в себя только одну новинку — балет «Свадебка» на музыку Стравинского, которая стала центральным событием сезона и снискала успех у публики.

Сезон 1924 года стал более плодотворным. Хореографом труппы была Бронислава Нижинская, и она выпустила балеты «Искушение пастушки», «Лекарь поневоле», «Докучные», «Лани» и «Голубой экспресс», и этот сезон стал лучшим в её работе в труппе Дягилева. Все премьеры с успехом прошли в Монте-Карло, а позже – в Париже.

Бронислава Нижинская

Последним сезоном труппы Дягилева стал 1929 год. В Монте-Карло и Париже прошли премьеры «Бала», «Блудного сына» и «Лисы». «Лиса» была не совсем новым балетом, Серж Лифарь обновлял постановку Нижинской. Для Лифаря этот сезон был чрезвычайно успешным – и его сольные партии, и обновление «Лисы» пользовались огромной популярностью у публики.

К сожалению, сезон 1929 года стал последним для труппы Дягилева. Из-за болезни Дягилев умер, и труппа распалась. Однако после смерти Дягилева Леонид Мясин и полковник де Базиль основали труппу «Русский балет Монте-Карло», в которую пригласили танцовщиков Дягилева. Вместе они сохранили репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжали его традиции.

Что Балет Монте-Карло покажет на фестивале «Дягилев. P.S.»?

Спектакль «Посвящение Нижинскому» включает в себя три шедевра «Русских сезонов», но в видении хореографов XXI века: «Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо), «Видение розы» (хор. Марко Гёке) и «Петрушка» (хор. Йохан Ингер).

«Дафнис и Хлоя»

«Дафнис и Хлоя» – балет про две пары любовников, совсем юных Дафниса и Хлою, и вторую более зрелую пару Доркона и Ликэнион. С уходом со сцены жены и музы выдающейся танцовщицы Бернис Коппьетерс, которая танцевала партию Ликэнион, Майо перенес фокус со взрослой пары на юную. Теперь Дафниса и Хлою танцуют Симоне Трибуна и Анхара Баллестерос.

«Видение розы»

«Видение розы» Марко Гёке поставлен в 2009 году, хореограф изменил концепцию Фокина – в его постановке чувства обуревают Призрака, именно он жаждет любви и страстей, и великолепный танцовщик Даниеле Дельвеккио замечательно передает этот порыв.

«Петрушка»

В «Петрушке» Йохана Ингера история перенесена в мир моды, главный герой, которого зовут Сергей Лагерфорд в черном костюме и черных очках – отсылка к фигуре Карла Лагерфельда, а сейчас, с уходом модельера из жизни, конечно же, читается как оммаж этой выдающейся личности. Хотя образ во многом и собирательный, это те художники, которые строили свой мир, отталкиваясь от своих детских кукольных игр. Куклы стали манекенами, у которых кипят свои страсти: ревность, влюбленность, зависть, обиды. И в этом переплетении миров живых и неживых, материи и духа, пронзительно звучит нота одиночества, уязвимости и страстного желания быть понятым.

Когда: 14 и 15 ноября
Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Билеты от 2500.

Автор: Наталия Мануйлович

URL List