Грета Шушчевичуте – выпускница Литовской академии музыки и драмы. В 2014 году окончила Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (мастерская Сергея Соловьева). На фестивале «Уроки режиссуры» был показан спектакль Греты «Чайка», и это стало одним из самых интересных событий фестиваля! Зрители увидели в этой «Чайке» что-то новое, режиссеру удалось найти те самые «новые формы». Мы поговорили с Гретой о фестивале и о современном театре.
– Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» важен? Если да, то для кого – для зрителей, участников или просто как событие?
– Раз он есть, он важен для всех – и режиссерам, и актерам, и зрителям. Это наша встреча.
– Какой театр нужен современному зрителю?
– Живой! Бывает, в спектакле очень много всякой техники, проекций – все красивое, летает, мигает, а внутри – мертвое! Нужен живой театр, который способен разбудить наши сердца, чувства, мысли, заставить нас заплакать и посмеяться. Который напомнит, что у нас есть такой орган как сердце, а не о том, что смотреть холодной головой «модно». Сейчас в спектаклях часто много аттракциона, но мало души. Нужен такой театр, такие спектакли, чтобы люди приходили смотреть их не по одному разу…
– Как в разнообразии новой драмы и классики выбрать, что ставить?
– Жаль, но часто ты как молодой режиссер, не можешь выбирать. Тебе говорят, что поставить… У меня огромный список того, что я хочу поставить! Каждый выбирает под себя, чем он живет… Мечтаю поставить «Сто лет одиночества», «Мир Параджанова» и многое-многое другое.
– Как изменился язык театра за последние 10 лет?
– На мой взгляд, стало больше техники и меньше человека. Уклон в сторону эффектов. Все рвутся к современной литературе.
– Чего сейчас не хватает в театре?
– Человека. Актера. Настоящих, сложных текстов. Поэтического, образного театра. Метафор.
– Что Вы ставите «во главу угла» в своих спектаклях?
– Как говорит мой мастер Сергей Соловьев: «Когда интересно, то это интересно. А когда не интересно – то это совсем не интересно!» Должно быть три ингредиента: содержание, форма и игра. Если нет одного из них – беда. Вот я и ищу, чтобы была тема (содержание), форма (чудо), актерская игра (живое).
– Насколько сильно различается театр столиц (Москва, Спб) от театра регионов?
– Возможностями, как финансовыми, так и техническими. В регионах много хороших, интересных театров. И, думаю, там больше свободы, возможности для поисков. В столицах – выпуск. Все острее, быстрее, техничнее.
– Какое собственное достижение в режиссуре Вы считаете наиболее значимым на данном этапе?
– Есть спектакли, фильмы, которыми я горжусь. Вот «Чайка» – любимый материал… Есть огромные планы, мечты. А достижения… Знаете, когда у меня будет свобода выбирать материал, который мне дорог, театр, где могу ставить — это будет достижением. Я иду в ту сторону.
– Что бы Вы посоветовали начинающим коллегам-режиссерам?
– Не гоняться за модой. За желанием понравиться. Не делать как все, а искать содержание, смыслы. Найти свой язык, своих учителей.