Роман французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» – это история о десятилетнем мальчике со страшным диагнозом – рак. Оскар из подслушанных разговоров знает, что скоро умрет. Ему осталось всего двенадцать дней. В больнице, где он находится, за маленькими пациентами присматривают Розовые Дамы. Так красиво называют обычных сиделок из-за цвета униформы. Одна из них – Бабушка Роза становится лучшим другом мальчика. Чтобы ему не было страшно, она предлагает игру: каждый день проживать так, будто это десять лет. Теперь Оскару предстоит пройти много лет жизненного пути от младенчества до самой старости, что он и описывает подробно в своих письмах к Богу.
Как же смотреть спектакль, если, читая книгу, утопаешь в слезах? И возрастное ограничение 12+! Как 12? Это детский спектакль? Евгений Славутин совершил практически невозможное. Потому что «Дорогой Бог» – легкий, чудесный и веселый спектакль. Да-да, веселый, не удивляйтесь. Текст романа был основательно переработан, в него добавлено много радости, света и юмора и получилась история не об умирающем ребенке, а о двенадцати прекрасных днях из жизни маленького мальчика.
Сценическое пространство может напомнить больницу разве что цветом стен. В остальном же это всё, что угодно, но не больница. Здесь есть танцкласс с настоящими станками, где юные балерины в розовых пачках исподтишка хихикают над медсестрами, а мальчишки устраивают спортивные состязания и спорят о том, кто круче. А Бабушка Роза может превратить обычную комнату в борцовский ринг или китайскую чайную. Здесь идет обычная детская жизнь, хоть и приправленная разговорами о процедурах и операциях.
Суть произведения никуда не делась, Оскар умирает, но эта трагедия не ложится на зрителя тяжкой ношей, не заставляет его заламывать руки и выть от тоски. Это светлая, спокойная и грустная констатация жизни. Да, в жизни много чего случается, учись принимать ее, проживай каждый день со смыслом.
В спектакле занято достаточно много артистов, но, конечно же, все внимание сосредоточено на двух главных героях – Оскаре (Евгений Панферов/Георгий Антонов) и Бабушке Розе (Екатерина Алексашина/Людмила Давыдова). Оскару сопереживаешь, за него радуешься, видишь в нем свои мысли и страхи. Появления Бабушки Розы зритель ждет с нетерпением и взрывается восторгом после каждой реплики. Ну а как иначе? Редко когда встретишь бабушку, которая в прошлом дралась на ринге, которая нарушает все правила, ругается как сапожник, катается на самокате, танцует и заряжает энергией все пространство вокруг себя. И только в самой последней сцене, когда Оскар уже умер, Бабушку Розу как будто тоже выключают. Хватит ли у нее сил проводить еще какого-нибудь мальчика?
«Дорогой Бог» – очень важный спектакль и для взрослых, и для детей. Создателям и актёрам удаётся рассказывать тяжелую историю с такой легкой нежностью, огромным количеством любви, ненавязчивым юмором, которые ни в коем случае не умаляют трагедии, но помогает вывести историю к свету. Можно сказать, что это светлый спектакль, безусловно, со слезами на глазах, но светлый. Особенно глубоко он попадает в сердца детей, которые то смеются, благодаря бабушке Розе, то удивленно вздыхают всем залом, когда Оскар дарит на прощание мишку своей любимой девушке, улыбаются в моменты детской, светлой и немного наивной любви. И, конечно, утирают слезы в конце – и девочки, и мальчики. Наверняка этот спектакль станет сильным потрясением, которое оставит важный след в душе ребенка.
Авторы: Анна Смолякова и Наталия Мануйлович