Всё смешалось на сцене «Современника»! Здесь танцует настоящая балерина, бегают циркачи, стучат в барабаны, прогуливается собака и… играют пьесы! На основной сцене премьера «Театра» по одноимённому роману Сомерсета Моэма. Режиссёром выступил художественный руководитель студии SounDrama и Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков. Вместе с ним на сцене «Современника» дебютировали и артисты SounDrama.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/05/172717014_4084523731568258_8348566052882944375_n-1024x683.jpg)
На глазах зрителей разворачивается история любви богатой и знаменитой возрастной актрисы Джулии Ламберт с молодым бухгалтером Томом Феннелом. Впрочем, Панков не сильно следовал сюжетным поворотам романа Моэма, оставив от него основную композиционную линию, но обогатив другим нетленным литературным материалом – фрагментами из «Идиота» Достоевского, отрывками из пьес Чехова, отсылками к «Мамаше Кураж» Брехта. Поклонника и любовника Тома режиссёр сделал также партнёром Джулии по сцене, а площадку «Современника» превратил в зрительный зал, где высоко вдалеке раздвигаются кулисы и играют действие.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/05/tk74jvfmbijdqkw9khu1kpcxxttq4exp-1024x683.jpg)
Зритель смотрит пьесу в пьесе, театр в театре, жизнь в жизни. Джулия Ламберт (Елена Яковлева) не различает, где игра, а где реальность, где сон и иллюзия, а где явь. Увлёкшись молодым человеком, сильно младше по возрасту и сильно ниже по статусу, она то отвергает его как Настасья Филипповна Рогожина, то повелевает им как Раневская лакеем Яшей, то осознаёт свой возраст и усталость подобно мамаше Кураж и как обычная, неуверенная в себе женщина судорожно и истерично ищет способы удержать эту хрупкую любовь. Джулия давно не принадлежит себе, и каждый её шаг и жест – событие публичное. И отношения с Томом ей никак не сохранить в тайне, а чтобы смягчить удар от сплетен и пересудов, только и остаётся, что самой превратить их в инфоповод для «жёлтой» прессы, а супругу безапелляционно заявлять о своих постоянных отсутствиях дома, что была «в библиотеке».
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/05/71b13094c848dff6d4e0de925265b4cc-1024x683.png)
Муж Майкл (Владислав Ветров) для Джулии давно лишь театральный менеджер. Он всегда стоит у неё за спиной, чтоб оценить успех или удержать от провала, подбодрить или вовремя отправить в отпуск. Их связывает только зарабатывание денег, поддержание имиджа да общий сын Роджер (Ильдар Тагиров). Суть отношений Джулии с ним выражена эпизодом из «Чайки», где она в роли Аркадиной не может понять масштаб личности своего ребёнка. Впрочем, сам ребёнок здесь лишён голоса (Роджера в этом фрагменте озвучивает Том) и никогда ему не достучаться до сердца матери.
Нравственным стержнем и совестью для Джулии является её учитель Джимми Лэнгтон (Владимир Суворов). Его глазами она смотрит на себя и оценивает как свои профессиональные качества, так и личные поступки. Голос Лэнгтона, звучащий в голове Джулии, пытается её спустить с небес на землю и посмотреть критически на всё вокруг, но порой он превращается в назойливую муху, которую Джулия просто изгоняет из своего пространства. Физическим стимулом держать себя в форме, воздерживаться от алкоголя и следить за собой является строгая помощница-«корова» Эви (Кирилл Мажаров). Её власть так велика, что Джулия лучше сядет на шпагат, чем позволит Эви выйти за пределы гримёрки, туда, где обитает Том Феннел (Михаил Шамков).
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/05/21110t0rk0r2il3i1ea7pxq8qxvvws2r-1024x683.jpg)
Этот молодой человек не питает иллюзий и признаёт, что он мужчина-содержанка, а Джулию использует больше для того, чтобы войти в мир звёзд и завести нужные знакомства, чем действительно ради высокого чувства. Он готов даже говорить с ней от лица её ребёнка, лишь бы услышали, что ему действительно нужно. Из личных побуждений он содействует успеху своей подруги – молодой актрисы Эвис Крайтон (Пелин Гериш), ещё не зная, как коварны бывают женщины и каким жестоким общественное мнение, которые оставят от Эвис лишь жалкое воспоминание.
В спектакле много места уделено собственно театральной жизни: здесь устраивают читки, ругаются разные поколения труппы, спорят о новых веяниях, посмеиваются над режиссёрскими находками и ищут новые формы. Рабочая суета, муки творчества, отдача на репетициях, стремление к совершенству плотно вплетено в нить повествования. Этому способствуют музыкальные и трюковые номера и блистательные массовые сцены, без которых, кстати, не передать ежедневного блеска софитов в театре, зрительского восхищения, любви публики и оглушительного успеха.