Разбираемся в номинантах на премию «Золотая Маска-2020». «Драма/Спектакль большой формы»

Уже совсем скоро начнётся 26-й фестиваль «Золотая Маска». Мы запланировали цикл статей, посвященных номинантам этого сезона. Кратко расскажем, что за спектакли номинированы и иногда поставим свои редакционные оценки 🙂 Сегодня разбираем спектакли, оказавшиеся в номинации «Драма/Спектакль большой формы».

«Барокко», «Гоголь-центр», Москва
В спектакле много философии, музыки и визуальной красоты. Десять эпизодов-этюдов переносят в мир, который режиссёр Кирилл Серебренников назвал «третьим местом», находящимся где-то между реальностью и воображением. Его герой – человек-барокко, он же человек-ошибка, человек-аффект, человек-боль. Тексты и музыка складываются в музыкальный манифест о жизни, о свободе, о творчестве…

Место действия — везде, время действия — всегда. Энди Уорхол может запросто столкнуться на прогулке с Жанной д’Арк, арии из опер Монтеверди и Генделя наплывают на философские тексты Жиля Делёза и Жоржа Батая, а кадры из «Забриски-пойнт» или «Красоты по-американски», начавшись на экране, перетекают в зал. Туда же, в зал, в какой-то момент спустится и актер Никита Кукушкин, чтобы перебить спектакль превеселой интермедией с прегрустным лейтмотивом «Мы все умрем». Нет никаких правил, ребята, это же барокко.

Глеб Ситковский для Colta

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Кирилл Серебренников, Евгений Кулагин
«Драма/Мужская роль» – Никита Кукушкин
«Драма/Работа художника по костюмам» – Кирилл Серебренников

«Гроза», «Чехов-центр», Южно-Сахалинск
Известная пьеса Александра Островского перенесена в 2159 год. Здесь на развалинах ГЭС в эру православного интернета разыгрывается трагедия Катерины, которая влюбилась, а потом утопилась. В анонсе спектакля история заявлена как «смелая антиутопия, тёмная сказка, сложный разговор о самом актуальном и злободневном».

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Александр Созонов
«Драма/Женская роль второго плана» – Алиса Медведева
«Драма/Мужская роль второго плана» – Александр Ли
«Драма/Работа художника» – Алина Алимова

«Дракон», Театр драмы, Омск
Популярная сказка Евгения Шварца переносится в пространство перед сценой, а её герои напоминают шахтёров в забое. Метафоры и аллегории передают ужас жизни, которой живёт город, где уже много лет главенствует Дракон. Уродливость повседневности, темнота народа и взгляд правде в глаза встречаются в этой постановке. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Марат Гацалов
«Драма/Женская роль» – Валерия Прокоп
«Драма/Мужская роль» – Владислав Пузырников
«Драма/Мужская роль» – Олег Теплоухов
«Драма/Мужская роль второго плана» – Валерий Алексеев

«Иранская конференция», Театр Наций, Москва
Конференция по иранской проблеме собирает в одном месте интеллектуальную элиту. Доклады о ближневосточных процессах, современных угрозах и маленького Ирана становятся личной рефлексией и поисками смысла жизни. Спектакль о глобальном, об интимном, о земном, о божественном. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Виктор Рыжаков
«Драма/Женская роль» – Ксения Раппопорт
«Драма/Мужская роль» – Игорь Гордин
«Драма/Мужская роль» – Виталий Кищенко
«Драма/Мужская роль» – Евгений Миронов
«Драма/Работа драматурга» – Иван Вырыпаев

«Ревизор», Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков
Гоголевские герои пользуются Телеграмом, поют популярные песни, гуляют на школьном выпускном, но беды у них всё те же, вечные: казнокрадство, запустение, коррупция, грязь… Здесь Хлестаков похож на героя из современного реалити-шоу, а жители города N представляют собой обобщённые образы обитателей малых городов: от мэра до местного хипстера. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Петр Шерешевский
«Драма/Мужская роль» – Евгений Терских
«Драма/Женская роль второго плана» – Дарья Чураева
«Драма/Мужская роль второго плана» – Виктор Яковлев

«Русская матрица», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Взгляд на русские сказки как на матрицу коллективного национального сознания. Здесь бегают, ходят строем и катаются на гироскутерах. Поют песни и разговаривают словами, старинными и современными. Модерновые декорации смешиваются с народными истоками, сказки с повседневностью.

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Андрей Прикотенко
«Драма/Женская роль второго плана» – Юстина Вонщик
«Драма/Мужская роль второго плана» – Александр Новиков
«Драма/Мужская роль второго плана» – Максим Ханжов
«Драма/Работа художника» – Ольга Шаишмелашвили
«Драма/Работа художника по костюмам» – Ольга Шаишмелашвили
«Драма/Работа художника по свету» – Игорь Фомин

«Серёжа», Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
Спектакль, в основе которого «Анна Каренина» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана и текст Льва Рубинштейна «Вопросы», анализирует чувства женщины, идущей в огонь и воду ради мечты, рассуждает о судьбе ребёнка, лишнего в водовороте жизненных страстей, сталкивает милую иллюзию и жёсткую реальность. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Дмитрий Крымов
«Драма/Женская роль» – Мария Смольникова
«Драма/Мужская роль» – Анатолий Белый
«Драма/Работа художника» – Мария Трегубова
«Драма/Работа художника по костюмам» – Мария Трегубова
«Драма/Работа художника по свету» – Иван Виноградов

«Сирано де Бержерак», Александринский театр, Санкт-Петербург
Одну из самых популярных пьес мирового репертуара Николай Рощин поставил на основе новой, созданной по современному подстрочному переводу сценической версии текста. Там почти нет стихов и большинства известных пьес, герой Сирано становится героем нашего времени. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Николай Рощин
«Драма/Мужская роль» – Иван Волков
«Драма/Работа художника» – Николай Рощин
«Драма/Работа художника по костюмам» – Екатерина Коптяева

«Спасти орхидею», «Гоголь-центр», Москва
История одной семьи, где у каждого свои тараканы в голове, и каждый живёт в своей эпохе. Бабушка, мама и сын видят мир по-разному и бесконечно ищут компромиссы. В спектакле много тепла и ностальгии. 

Другие номинации: 
«Драма/Работа режиссёра» – Владислав Наставшев
«Драма/Женская роль» – Елена Коренева
«Драма/Мужская роль» – Один Байрон
«Драма/Мужская роль второго плана» – Филипп Авдеев