Рождественское волшебство, странствия по сказочному лесу, ожидание и свершение чуда, без сомнения, подарят новогоднее настроение детям и взрослым. Спектакль «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» в Новой опере – отличный шанс зарядиться атмосферой праздника и предвкушением зимних каникул. «Опера в двух действиях для детей и не только», основанная на сказке братьев Гримм, красочна, увлекательна и легка для понимания.
Брат и сестра Гензель и Гретель нашалили дома, испортив рождественский пирог, и разгневанная мама отправила их прогуляться в лес за ягодами. Странствия детей привели их к пряничному домику, где их ожидало детское счастье – много сладостей и бесплатно. Однако, как известно, бесплатный сыр можно найти лишь в мышеловке. И Гензель и Гретель попали в ловушку коварной ведьмы. Натерпевшись страху, проявив смекалку и хитрость, малыши обвели вокруг пальца злую волшебницу и благополучно воссоединились с родителями, уже искавшими их.
История должна напоминать триллер, но в Новой опере сумели сделать страшный лес современным и сюрреалистичным. По сцене гуляют гротескные волк, ворон, козёл, рассиживается русалка, к которой как нельзя лучше подойдёт эпитет «анимационная», – все они будто вышли из компьютерной игры или мультика последних лет. По импровизированному лесу носится женщина с коляской, будто в сказку попавшая. А страшная ведьма оказывается совсем не страшной, а рассеянной и домашней, добреющей и теряющей смекалку волшебницей.
Все эти колоритные герои вызывают дикий восторг у детей в зале. Вышедшая поохотиться в зал ведьма (Дмитрий Пьянов) была встречена радостным гвалтом и уворачивалась от малышни, тянувшей к ней руки. Приключения Гензель и Гретель захватывали публику, восторженно аплодировавшую каждому верному шагу попавших в передрягу детишек. Зрителей от мала до велика восхитил и умилил появляющийся в финале хор детей, спасённых отважными братом и сестрой из заколдованного пряничного домика.
Любителей музыки не оставили равнодушными чистые и звонкие голоса Гензель и Гретель (Анна Синицына и Екатерина Миронычева), строгие, назидательные и встревоженные партии их родителей (Борис Жуков и Наталья Креслина). Сентиментальное настроение подарила сцена финального воссоединения семьи, трогательным и жизнеутверждающим стало выступление детского хора.
Оперу «Гензель и Гретель» написал Энгельберт Хумпердинк, премьера состоялась в 1893 году в оперном театре Веймара под управлением Рихарда Штрауса, через год в Гамбурге этим произведением дирижировал Густав Малер. В 1896-1897 годах опера ставилась в Санкт-Петербурге и в Москве. В дореволюционной России она шла под названием «Ваня и Маша», в советские годы исчезла из репертуара, в современной России её ставили в Мариинке и в Екатеринбургском музыкальном театре, но в концертном исполнении. Новая Опера предлагает зрителям полную версию.
Над постановкой в Новой опере работали: режиссер Екатерина Одегова, художники Этель Иошпа и Анна Кострикова, драматург Михаил Мугинштейн. Музыкальный руководитель спектакля и дирижёр – лауреат премии «Золотая маска» Андрей Лебедев.