В этом спектакле нет сюжета, нет главных героев, нет диалогов, и монологов тоже нет. Здесь есть предметы и есть история – страны, человека, системы. В Музее истории ГУЛАГа представили спектакль «Наблюдатели», созданный на стыке жанров предметного, теневого, светового театра и музыкального перформанса. Действующие лица постановки – предметы быта и другие артефакты, привезенные научными экспедициями музея из мест бывших лагерей с Чукотки и Колымы.
На сцене длинный стол, и чего там только нет: алюминиевые кружки, ложки, тарелки, ржавые проволочки, консервные банки, вырезанные вручную матрёшки, старые мясорубки, мелкие пузырьки… Начинается действие: звучит музыка, меняются звуки, «играет» свет, мелькают руки, переставляющие все эти многочисленные предметы. Со стола то исчезает всё полностью, то поочерёдно появляется, солируя в отдельном эпизоде.
Связав перемещения предметов со звуковым фоном, добавив знание, что каждая вещь принадлежала конкретному человеку, оказавшемуся в ГУЛАГе, и просто включив воображение, начинаешь видеть на сцене зарисовки из лагерной жизни и характеры владельцев вещей. Здесь свисток может быть лагерной сиреной, чайник – властелином кружек, набор матрёшек – группой единомышленников, молоток – лагерным надзирателем и так далее. В спектакле множество метафор, а за каждой – судьба человека.
Здесь можно провести аналогии с кукольным театром, только вместо кукол – вещи-свидетели истории, представленные в том виде, в каком их нашли сотрудники музея. Люди лишь помогают им рассказать историю нам – обывателям, наблюдающим со стороны с интересом за оживающими на сцене эпизодами прошлого и с равнодушием за реальными картинами нашей настоящей жизни. А ведь и у того прошлого были наблюдатели, позволившие ГУЛАГу случиться.
В постановке принимает участие фольклорный ансамбль «Комонь», созданный выпускниками музыкального училища им. Гнесиных. Режиссёром спектакля выступил Михаил Плутахин – актёр Мастерской Дмитрия Брусникина. Эскиз «Наблюдателей» появился весной 2019 года в рамках театральной лаборатории в Музее истории ГУЛАГа под руководством театрального критика Павла Руднева.
«Наблюдатели» стали первым полноформатным спектаклем Театра Предмета – творческого объединения художников, актёров и музыкантов, увлечённых жанром предметного (фигуративного) театра. Спектакль на сцене Музея истории ГУЛАГа появился при поддержке Фонда памяти, созданного в 2016 году в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.