Спектакль «Несравненная!» в Театре Романа Виктюка. Жизнь искусства в каждом вдохе

«Несравненная!» – история, к которой невозможно относиться однозначно – спектакль многогранен, как сама жизнь. И, как всегда в Театре Романа Виктюка, он о любви – о бездарной певице с великой любовью в сердце, любовью к музыке, сумевшей преодолеть непреодолимые преграды, не пожелавшей исчезнуть из сердца в угоду кому или чему-либо, не боявшейся даже выставлять себя на посмешище, и, в конце концов, абсолютно победившей. С другой же стороны, эта история – гротеск на современную жизнь, ту жизнь, в которой мы сейчас с вами, где умелая реклама, деньги и самоуверенность, доходящая до слепоты, лепят «звёзд» – история не о великой актрисе, а о великой пиарщице.

Обаятелен и, как всегда, не повторяет самого себя в спектакле «Несравненная!» актер Игорь Неведров. В роли ироничного пианиста Косме он из стильных отрепьев интеллигентного нищего переоблачается в вызывающе нескромные наряды прогрессивной богемы и горько смешит зрителей своей старательной культурной ложью за кусок хлеба. Талантливый профессионал, к сожалению, мало кому в этом мире нужный, поступает в услужение к раскрученному бездарному бренду – певице Флоренс Фостер Дженкинс (Дмитрий Бозин). Поначалу это вызывает скрытый протест. Но позже примирение – тогда, когда сама «звезда» подвергается безжалостному разоблачению, и становится очевидным, насколько эти оплеухи правды смертносны для сердца Флоренс, насколько ей это больно при видимой улыбчивости. Ведь бедняга без музыки и зрителей действительно не проживёт.

В принципе, любой артист, любой художник – это немного Флоренс. Почти никто не совершенен. Почти каждый уязвим. Мнения об искусстве преимущественно ужасно субъективны. И если немного смягчить ситуацию, любой артист узнает в этой истории себя, свою борьбу за выживание. В дуэте Флоренс и Косме – вся жизнь искусства, ее вечные неразрешимые противоречия. И когда Флоренс смело, чисто и искренне восхищается талантом своего наёмного аккомпаниатора, понимаешь, что их встреча не беда для Косме, а его единственное спасение и счастье. Момент единства двух таких разных личностей, именующихся художниками, трогает невероятно. Когда, не говоря ни слова, Косме прижимается к руке Флоренс, мы ощущаем его всхлипнувшее, вздохнувшее, освобожденное сердце, ждавшее заветных слов бездну лет, и, наверное, если бы не Флоренс , никогда бы их не получивших. Ни зрительская стадная ложь, ни снисходительная похвала завистливых коллег не заменили бы их.

Отдельный восторг вызывает, как бы это парадоксально не звучало, начало спектакля до начала. Во время сбора зрителей в зал Флоренс (Дмитрий Бозин) недвижно созерцает происходящее – как кукла, живущая под колосниками. И, конечно, талант Игоря Неведрова незримое, неосязаемое и невещественное превращать в нечто материальное и ощутимое – оживлять воздух. Как аппетитно артист ел несуществующие тортики! Как по-настоящему играл на прозрачном рояле-футляре – было невозможно заставить себя поверить в действие музыкальных фонограмм, а не его пальцев.

В заключение хочется сказать, что «Несравненная!» – это ни с чем не сравнимо! Это невероятно харизматичный спектакль, в который влюбляешься не только по причине… но и абсолютно не за что, за какую-то необъяснимую, заражающую свободой и счастьем энергию, витающую в воздухе.

Автор: Вера Чистякова