Мультимедиа экран, музыкальные треки, звуки синтезатора, живой вокал и вечная сказка. Мог ли себе представить Александр Сергеевич Пушкин, что когда-нибудь его нетленные тексты будут жить в эпоху digital и воплощаться самым невероятным образом? На малой сцене Электротеатра Станиславский в рамках «Опытов неадаптивного театра» представили спектакль «Кибер-Пушкин, digital-опера о царе Салтане», где соединили литературу, театр, оперу, новые технологии и generative art (вид искусства, которое создано при помощи автономной системы без вмешательства художника).
Вспомним содержание известной сказки в стихах. Царь Салтан, решив жениться, подслушал беседу трёх сестриц и взял в жёны ту, что пообещала «родить богатыря», и вскоре стал отцом царевича Гвидона. Однако козни завистливых отвергнутых сестёр разрушили счастье молодой семьи – царевич с матерью очутились на необитаемом острове, где младенец превратился во взрослого юношу и спас от коршуна белую лебедь. Птица оказалась молодой царевной и вышла замуж за Гвидона, на их острове было много диковин, и слухи о них дошли до царя Салтана. Любопытный правитель приплыл на остров, где нашёл свою семью, и случилось радостное воссоединение.
Эта многонаселённая история воплощена на сцене минимумом актёров (3 человека), минимумом реквизита (на сцене 2 скамейки), минимумом повторений (звуковое и визуальное воплощение рождается в присутствии зрителя в режиме реального времени). Однако актриса Ева Червоненко ведёт повествование сказки от лица максимума образов: мать, невеста, царица, стихия, судьба-злодейка, фортуна… Digital-оперу исполняют во всём многообразии жанров: госпел, славянский фолк, звуки акустических инструментов, синтезатора… Генеративная графика на мультимедиа экране разнообразна и чарующа: здесь можно увидеть и алфавиты языков мира (как символ текстов Пушкина, переведённых на множество языков), и стремительные вихри моря-океана, и блаженное спокойствие влюблённых…
Подвижное действие вводит зрителя в состояние медитации, увлекает в завораживающее путешествие по локациям пушкинской сказки и душам действующих лиц. Пластические движения актёров сливаются с подвижным визуальным рядом, становясь единым целым. Во время представления забываешь, где находишься: на концерте электронной музыки, на фольклорном представлении, на экспериментах по компьютерной графики, а может всё же в театре? Не знаю, оценил бы Пушкин, но мне понравилось!