Распотрошить человеческую душу и даже не заметить, лишить надежды и посматривать свысока, загнать в отчаяние и жить дальше – всё это способен сделать с личность организм под названием «общество». На сцене Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) представили спектакль «Белые деревья. Иллюзии» в постановке Екатерины Мигицко. В его основе – известная пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание», а режиссёрское решение спектакля сосредоточено на конфликте главной героини с внешним миром.
Жизнь не щадила аристократку Бланш Дюбуа: у неё в прошлом потеря любимого человека, потеря имущества, потеря чести. Оказавшись совсем загнанной в угол сложившимися обстоятельствами, она вынужденно переезжает к своей замужней сестре, но и там ей не рады. Нарастающий конфликт с мужем сестры приводит к катастрофе в судьбе Бланш и выбрасывает её на обочину жизни.
В спектакле Екатерины Мигицко трагедия Бланш представлена в виде эмоционально-пластических этюдов, сочетающихся с вербальным и языком жестов. Режиссёр вывела на сцену максимум героев, в том числе, умершего возлюбленного Бланш, а от текста пьесы оставила минимум: на протяжении действия слова звучат как ремарки, напоминая то ли жизнеописание Бланш, то ли голоса вокруг неё.
Сама Бланш (Анастасия Заитова) здесь абсолютно потеряна, растоптана, разбита. На сцене, условно разделённой на две части (белую и чёрную), она как на подиуме почти всё время проводит в одиночестве на белой стороне. Здесь её внутренний мир, светлый, приятный во всех отношениях. С чёрной стороны – враждебного мира обывателей – на неё то и дело «наступает» толпа в лице родственников, соседей, знакомых… Не имеющие чёткой хореографии движения героев подчёркивают меняющиеся обстоятельства в жизни Бланш и её рушащиеся иллюзии.
В какой-то момент на руках людей в толпе появляются хирургические перчатки, и они своими действиями и словами безжалостно «разделывают» Бланш на кусочки. Она настолько опустошена, что бороться сил уже нет, – битву обществу она проиграла, и остаётся лишь капитулировать, убраться со своими взглядами и надеждами подальше, прочь от жестокой реальности.
Интересно, что в спектакле принимают участие неслышащие актёры – выпускники актёрского факультета Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ, мастерская Игоря Вострова, выпуск 2019 года). Премьера постановки состоялась в феврале 2019 года. Спектакль участвует в проекте «ЦДР. Старт». Площадка на Беговой стала новым местом для эксперимента и профессионального становления выпускников театральных вузов. Театр открывает возможность молодому поколению играть спектакли, созданные в стенах институтов, и оттачивать своё мастерство.