«Князь Игорь», Новая Опера. Особенный путь

«Князь Игорь» А.Бородина в последние годы вызывает интерес у больших оперных домов и режиссеров – постановки Дм.Чернякова в Метрополитен Опера, Б.Коски в Парижской опере тому примеры. В Москве сейчас услышать и увидеть «Князя Игоря» можно только в Новой опере. Недавний показ многолетнего хита театра на Крещенском фестивале прошел с триумфом, часть которого принадлежит дирижеру Владимиру Урюпину.

«Слово о полку Игореве», лежащее в основе либретто, история о бесславном походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Эпическая история и лирическая стихия отличают это известное со школы произведение. От оперы Бородина часто ожидают тоже эпичности, величия, русской широты и размаха. Постановка Новой оперы вас удивит.

Спектакль ставил в 2011 г приглашенный режиссер Ю.Александров, известный авторским подходом к партитурам. Опера поставлена в собственной сценической редакции режиссера – не канонический порядок сцен, отсутствие некоторых фрагментов и другие особенности. Именно они (особенности) сделали из оперы, давно ставшей набором оперных шлягеров, целостное действие, и трагичная история князя Игоря считывается одними как история долгих странствий, другими как история про власть и безответственность.

В постановке впечатляющая сценография (художник Вяч.Окунев), работающая на противопоставление. Деревянный Путвиль из первого действия – заштатный, пыльный, с пьяноватыми обитателями и роскошный половецкий стан из второго – шатры, колесница хана Кончака, карнавальные танцы в духе «большой оперы». Былинные персонажи тоже решены на контрастах, заложенных в музыке. Две женщины – Ярославна печальная и сдержанная, в чем-то сером, хоть и княгиня, и Кончаковна – свободная и пылкая, в шальварах и золоте. Два воина – мрачный, проигравший во всем князь Игорь и яркий щедрый хан Кончак.

Знаменитый Плач Ярославны исполняется на фоне мрачного неба, а финал – на кладбище с хором в костюмах со светящимися крестами. Безмолвный старец с посохом бродит по сцене-Руси – то ли душа народная, то ли святой. Никому ничем не помог.

Оркестр и дирижер – главные герои этого показа. Внимание к деталям – прозвучала буквально каждая нота и слово, безупречное и воодушевленное исполнение, добавили величия и трагизма к происходящему на сцене.

Юбилейный 100-й показ состоится 16 февраля.