«Волшебный театр Андерсена», театр Вахтангова. Ах, мой милый Андерсен

«Волшебный театр Андерсена», театр Вахтангова. Ах, мой милый Андерсен

Хоть Андерсена и считают одним из главных детских писателей, его сложно назвать добрым сказочником. Практически в каждом произведении великого датчанина герои страдают, теряют близких или погибают сами. Не всякий родитель захочет читать своему ребенку такие сказки. Поэтому произведения Андерсена, на которых мы все выросли, это сильно смягченные и урезанные переводы. Несмотря на такую мрачную реальность, сказки Андерсена – удивительный мир, в котором со злом и несправедливостью борются не столько силой мускулов и волшебными предметами, сколько любовью и преданностью. А красота может не только блистать золотом и яркими красками, но прятаться в полутонах сумрачной мглы.

фото: Людмила Сафонова

Главный художник театра Вахтангова Максим Обрезков нашел и создал эту красоту, превратив маленький «Амфитеатр» Симоновской сцены в вечерний Копенгаген XIX века, на улицах которого расположился передвижной кукольный театр, сродни тому, который мастерил маленький Ханс Кристиан, будучи еще ребенком.

фото: Людмила Сафонова

Великий сказочник родился в бедной семье, и кукол для своего театра ему приходилось делать самому. Может быть поэтому в сказке у оловянного солдатика не хватало ноги, а балерина была из картона. Но в спектакле «Волшебный театр Андерсена» царит гениальный художник, и образы для актеров он создал удивительные. В тандеме с главным гримером театра Ольгой Калявиной, Максим Обрезков добился потрясающего эффекта: не всем зрителям сразу удалось понять, что стоящие в начале спектакля на сцене Пастушка, Трубочист и Император – не манекены. Но вот они делают первые неловкие движения, и сказка оживает.

фото: Людмила Сафонова

Вдыхает жизнь в фарфоровых кукол центральный (и очень страшный) персонаж постановки – «обер-унтер-генерал-кригскомиссар-сержант Козлоног», в исполнении Владимира Логвинова.

фото: Людмила Сафонова

Этот персонаж – собирательный образ: он и директор театра, и Козлоног, и Оле Лукойе, и сам Андерсен. Он появляется из шкатулки как чертик из табакерки: с рогами, козлиной бородкой, копытами и жуткими линзами в глазах. Но, как и положено всякому уважающему себя бесу, в стильном модном сюртуке и цилиндре. Тихо и вкрадчиво он начинает закручивать сюжет своей сказки.

фото: Людмила Сафонова

А сюжет складывается из нескольких произведений («Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Директор кукольного театра») и биографии Андерсена, написанной им самим («Сказка моей жизни»). По словам режиссера, Аси Князевой, «Стойкий оловянный солдатик» был выбран потому, что это первое, что вспоминает подавляющее большинство людей при упоминании Андерсена. Прекрасная трагическая история о любви, ничуть не уступающая «Ромео и Джульетте». И, в противовес ей, – «Пастушка и трубочист», тоже вроде бы о любви, но совсем по-другому: без трагедий, без жертв, без воли. Соединение двух этих сказок в одном спектакле предлагает зрителю посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон, и понять, что каждый человек волен в своем выборе, но, выбрав одну сторону, не осуждай выбравших другую.

фото: Людмила Сафонова

Пастушку и Трубочиста, выбравших спокойствие маленького мирка, в спектакле играют актеры. Тогда как солдатик и балерина – всего лишь зеркальные силуэты в руках артистов, куклы площадного театра, сгорающие в пламени своей любви в сгущающихся сумерках улиц Копенгагена под музыку Чайковского, Рахманинова, Стравинского.

фото: Людмила Сафонова

Изысканную красоту и изящество спектакля оценят, в первую очередь, взрослые зрители. Подростки увидят историю любви и верности. А малышей удивят Пастушка (Ксения Кубасова) и Трубочист (Евгений Пилюгин), напугает (но не сильно) Козлоног (Владимир Логвинов) и насмешит забавный Император (Алексей Петров).

фото: Людмила Сафонова

Главной задачей спектакля создатели считают диалог между родителями и детьми, который обязательно должен возникнуть после просмотра. В сказке есть много вещей, которые могут быть непонятны детям, но это не значит, что они не могут быть интересны. Представители каждого поколения увидят в сказке что-то свое, тем интереснее будет сложить все это в единую картину, и удивиться тому, как по-разному мы воспринимаем мир.

фото: Людмила Сафонова
фото: Людмила Сафонова