Любое учреждение культуры, занимающееся деятельностью в сфере исполнительских видов искусства, привлекает к работе артистов. Чаще всего с этими творческими работниками заключаются трудовые договоры (срочные и бессрочные), но и встречаются договоры гражданско-правового характера – на оказание услуг. Какой именно договор стоит заключить и в чём их различия – вопрос серьёзный, в частности, неправильный договор или отсутствие учёта в нём интересов артиста приводит к нарушению его прав.
Театр, как и любое другое учреждение культуры, не вправе выбирать вид договора на своё усмотрение – необходимо придерживаться определённых законодательством требований и условий, а также учитывать ситуацию, в которой используется труд артиста.
В соответствии с трудовым договором артист обязан получать дополнительные гарантии, в качестве которых выступает социальное страхование, обеспечение оптимальных условий труда, предоставление оплачиваемого отпуска, больничного и дополнительных выплат в случае сверхурочной работы. Кроме того, по трудовому договору артисту оплачиваются командировочные расходы в связи с гастрольным выездом – такие преимущества у артиста, работающего по договору ГПХ отсутствуют.
Поэтому многие учреждения культуры по возможности стараются заключать договоры ГПХ, позволяющие сэкономить не только на уплате социальных отчислений в Фонд социального страхования, но и сократить список предъявляемых артистом требований к театру. Однако такие действия являются нарушением законодательства – в 2013 году Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ внес в Трудовой кодекс РФ статью 19.1, которая обозначила презумпцию трудовых отношений, то есть наделила суды правом признавать гражданско-правовые договоры трудовыми, если возникли сомнения.
Если говорить о договоре ГПХ, то с артистом такой можно без страха и риска заключать в следующих случаях:
– приглашение артиста на конкретную постановку;
– замена приглашённым артистом на конкретное время другого артиста;
– реализация конкретного проекта в рамках финансирования по гранту, субсидии, субвенции по 44-ФЗ и 223 ФЗ;
– работа артиста с негосударственным театром в рамках конкретного проекта.
Что касается трудового договора, то он может заключаться как на определённый срок, так и бессрочно. В случае, если артист уже работает в театре по бессрочному договору, без его добровольного согласия перевести его на срочный договор нельзя – нередки судебные практики, когда работник, чьи права таким волевым решением руководства были нарушены, обращались в суд, который в полном объёме удовлетворял требования истца и восстанавливал прежний бессрочный договор.
При заключении трудового договора с артистом работодатель должен основываться на «Положениях об условиях и оплате труда работников театров», которые являются обязательными вне зависимости от срока договора и организационно-правовой формы учреждения культуры.
Что касается договоров, регламентирующих действия артиста в конкретной постановке, дополнительных соглашений к договорам, письменных разрешений и т.п., в них обязательно должны быть отражены положения 4 части Гражданского кодекса РФ в части прав исполнителя на конкретное произведение. Права артиста в данном случае являются смежными и осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии – членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, артисты не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Среди оснований для запрета будет злостное нарушение прав артиста, а именно: неисполнение условий договора театра, лишение исполнителя права на имя.
Лучше всего в договоре прописать согласие артиста на запись видео-версии спектакля, её прямую трансляцию и оффлайн трансляцию, а также указать, где, когда и в течение какого времени артист должен исполнять свою роль.
В случае, если заключается договор ГПХ, стоит обязательно установить приблизительное количество репетиций, стоимость выездного показа, условия, предоставляемые артисту при выезде (транспортировка, проживание), а также порядок проведения репетиций перед каждым показом спектакля.
Если договор заключается с продюсером или на условиях не фиксированной оплаты за каждый показ спектакля, важно отразить разделение расходов и прибыли, включая премиальные артиста по соглашению.
Стоит помнить, что в случае заключения договора артист должен в любом случае подписать соглашение на обработку персональных данных и дать разрешение на использование его личных фотографий для сайта или информационных материалов, в случае, если таковые предоставляет он, а не делает лично театр.
Театр не имеет права отказать артисту в заключении договора не с ним лично, а с ИП, которым является сам артист, или же с ним как с самозанятым. Однако в случае заключения трудового договора такой заключается исключительно с физическим лицом.
Права и обязанности каждой стороны должны строго соответствовать закону и не ограничивать законные интересы друг друга. Так, в случае если с артистом заключается договор ГПХ, театр обязан предоставить все необходимые материалы для исполнения обязанностей по договору, в числе прочего: грим, костюмы и иной инвентарь.
Особое внимание также стоит уделить и условиям расторжения договора, согласно которым артист не может покинуть спектакль раньше, чем через месяц после заявления о расторжении договора – такое условие невозможно пока прописать в трудовом соглашении, но вполне возможно прописать в договоре ГПХ. Так и в случае, если театр досрочно решает расторгнуть договор, то, в случае если это вызвано не нарушениями условий соглашения артистом, театр обязан возместить все издержки артиста, вызванные прекращением договора.
Таким образом, заключая любой договор, стороны должны учитывать интересы друг друга, а в случае возникновения споров, пытаться их решить без привлечения суда. И, какое бы соглашение не заключалось, оно должно соответствовать действующему законодательству.
Автор – Валерия Маламура. Юрист в области культуры и искусства.