Рок-опера «КарамазоВЫ»: каждому брату по арии

Последний роман Достоевского и рок-музыка. После успеха рок-оперы Андрея Кончаловского «Преступление и наказание» такое сочетание уже не удивляет, вопрос остается только в исполнении. Можно ли гармонично отразить всю многослойную философию «Братьев Карамазовых» в полуторачасовом мюзикле?   

«КарамазоВЫ» — авторский проект Александра Рагулина, актера Российского академического молодёжного театра и исполнителя главных ролей в мюзиклах «Граф Орлов», «Обыкновенное чудо» и «Алые паруса». Александр написал музыку и стихи для своей рок-оперы, выступил режиссёром и исполнил роль старшего брата Мити Карамазова. А на остальные пригласил современных звезд мюзиклов, причем состав немного меняется практически каждый раз в зависимости от даты и места постановки. Показы идут как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах России.

Сама рок-опера проходит в скромном формате концепт-концерта, то есть без декораций, ярких костюмов и оркестра. На сцене только восемь артистов, несколько стульев и пара ступенек, музыка звучит в записи, а акценты расставляются с помощью света. Повествование упрощено: сюжетные линии сокращены, а герои сделаны более выпуклыми. 

И… весь этот минимализм работает, максимально фокусируя зрителя на персонажах, которые раскрываются через мощные и неожиданного глубокие арии. С самой первой сцены собрания семейства в монастыре музыкальными штрихами обрисовываются силуэты всех героев, а затем каждому уделяется достаточно времени, чтобы добавить к этому образу новых деталей и завершить узнаваемый портрет. 

Вот отец Карамазов — эгоист и сладострастник, открыто говорящий о своих грехах и намерениях, поэтому его музыкальная тема дерзка и вызывающа. Старший сын Митя звучит так же просто и эмоционально, как живет его порывистая душа. Иван Карамазов — типичный интеллигент в сомнениях, которые не покидают его ни на минуту, ни на арию, ни на дуэт. У младшего брата Алексея, юного и по-настоящему человеколюбивого, кризис веры выливается в напряженный и драматический номер. А Смердяков, темная лошадка в романе, в мюзикле получает одну из самых ярких и сильных арий, задаваясь любимым вопросом Достоевского: «Кто я? Что я? Вождь али вошь?».

Талантливо написанные и исполненные музыкальные номера позволяют зрителю не просто рационально понять позицию каждого героя в отношении смысла жизни, существования Бога, границ морали и свободы, но и эмоционально прочувствовать её и, возможно, даже отчасти принять. 

Помимо Карамазовых на сцене действуют и благочестивый старец Зосима, и женские персонажи: знатная Катерина Ивановна и распутная Грушенька. Через призму взаимодействия с ними возникают и развиваются основные конфликты, снова по большей части в музыкальной форме. Здесь вообще мало диалогов: драйвовые и лирические композиции сменяют друг друга, и подчас так стремительно и динамично, что получается спектакль, который нужно и смотреть, и слушать предельно внимательно. 

Тогда становится ясно, что Александр Рагулин сумел довольно цельно передать свое видение романа Достоевского, выделив и сконцентрировав его основные философские идеи посредством верно подобранных слов и мелодий. Именно либретто и музыка дают возможность артистам полностью погрузиться в персонажей, а зрителям, даже не знакомым еще с книгой, воспринять происходящее и почувствовать некоторое душевное родство с героями. Не даром же местоимение «вы» в названии «КарамазоВЫ» вынесено заглавными буквами — вопросы нас с братьями по-прежнему волнуют одни и те же. 

URL List