Когда сцена — это ты. О спектакле «Алло» Бориса Павловича

Когда сцена — это ты. О спектакле «Алло» Бориса Павловича

Месяц на карантине. Одни зрители жадно смотрят записи архивных и репертуарных спектаклей, другие отказываются от трансляций, пропагандируя, что театр должен быть живым. Тем временем на спонтанной программе фестиваля «Точка доступа» пускает корни новый театр самоизоляции — тот, что переоценивает всю концепцию присутствия. В театре мы примеряем на себя рассказываемую историю, проживаем ее и выходим уже немного другими. Для этого необязательно садиться в кресло в десятом ряду и смотреть на сцену. И даже ходить по городу в наушниках необязательно, ведь главная магия театра — не в декорациях и исполнителях, а у нас в голове.

Спектакль «Алло» Бориса Павловича — это телефонный (точнее, вотсаппный) разговор. Для него невозможность встретиться — необходимое условие, ключевой алхимический элемент. Этот спектакль в назначенное время пройдет только для вас. За десять минут до начала вам на почту пришлют текст, который попросят не читать заранее. Действительно, рекомендуем не читать, ведь зелье театрального чуда лучше готовить последовательно и по рецепту. В файле обнаружатся только ваши слова: реплики надо зачитывать всякий раз, когда собеседник на том конце провода заканчивает свой текст неуверенным «Алло?». Примерно на полтора часа вы станете участником разговора, в котором можете представить себя кем угодно. Но интереснее всего не играть, а остаться собой — по Станиславскому, «я в предлагаемых обстоятельствах» дает самое сильное переживание и больше всего жизненной правды.

Во время разговора перед вашим мысленным взором сами возникнут и декорации, и костюмы, и философская подоплека — с опорой только на голос ваше воображение само достроит «видеоряд». Возможно, вы будете смеяться, а возможно, и плакать. Вам наверняка удастся отключиться от текущей реальности, а потом задуматься, как мир спектакля с ней соотносится. А еще у вас будет шанс пережить вымышленную историю как свою, и — спойлер — для этого не нужны актерские способности, достаточно искренности. В общем, спектакль «Алло» способен сделать с вами все то, что мог докарантинный театр. И даже больше: когда звонок завершится, вы сразу сможете перезвонить на тот же номер и поговорить с актрисой о том, что только что произошло.

Благодаря драматургу Элине Петровой у вашей беседы, разумеется, есть сюжет. Но не менее важно то, что происходит в лакунах. В спектакле есть моменты свободного разговора, когда вы можете ответить на вопрос, порассуждать или спросить о чем-нибудь собеседника. Оттого, насколько полно вы разрешите себе погрузиться в беседу, зависит то, чем спектакль станет для вас — занятной историей или глубоким знакомством. Правильного варианта здесь нет, ведь рамки текста в любом случае помогут диалогу состояться. Но в дополнение к сюжету одним из открытий этого спектакля можете стать вы сами, ваши реакции и мысли.

Сегодня у человека с интернетом нет дефицита историй и впечатлений: их можно в огромном количестве получить из сериалов, книг, социальных сетей и тех же онлайн-трансляций. Спектакль «Алло» отличается тем, что вручает удивительно ценный и истинно театральный подарок — неожиданную и наполненную личную встречу с искусством. Произнося слово за словом, как заклинание, вы соединяете вымышленное и настоящее. Казалось бы, не делая ничего сверхъестественного, вы своими руками (точнее, своим голосом) создаете театральное пространство, проходите через него и становитесь немного другим. А полтора-два часа вашего участия формируют новый голос современного театра. 

Чтобы впустить в свою жизнь спектакль «Алло», можно записаться по ссылке. Рекомендуем обратить внимание и на другие события спонтанной программы «Точки доступа» и поучаствовать в театре, который создается прямо у нас на глазах.