Что Электротеатр Станиславский покажет в мае (онлайн, конечно)

В мае Электротеатр Станиславский расширяет программу трансляций и дает доступ не только к репертуарным спектаклям и лекциям, но и к архиву фильмов Бориса Юхананова.

International Online Theatre Festival

Спектакли и оперы Электротеатра вошли в программу Международного театрального онлайн-фестиваля, который ежегодно организует The Theatre Times. С 3 по 10 мая в рамках фестиваля пройдут показы оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова (3 мая) и спектаклей «Идиотология» Клима Козинского (5 мая), «Стойкий принцип» Бориса Юхананова (6 и 7 мая), «Психоз» Александра Зельдовича (8 мая) и «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса (10 мая). Подробная программа фестиваля здесь. Трансляции пройдут на сайте The Theatre Times и странице театра Вконтакте, спектакли с английскими субтитрами.

Кинотеатр Бориса Юхананова: смотрим в прошлое как в настоящее 

Коллекция фильмов-спектаклей, принадлежащих нескольким эпохам в российской культуре. Часть фиксирует проекты 1980-х–1990-х, когда внутри «советского тела» развивались мощные очаги андеграунда. Другой корпус — это проекты лабораторного типа, исследующие разного рода тексты и саму природу нахождения актера/любителя в рамках спектакля. Наконец, третья часть — это законченные спектакли, вышедшие на разных театральных площадках в 2000-е. Запечатленные с учетом природы кино, эти работы являются снимком деятельности Бориса Юхананова, предвосхитившего многие тренды сегодняшнего театрального и перформативного искусства. Трансляции пройдут на сайте журнала «Сеанс» и странице театра Вконтакте.

Расписание:
12 мая, 16:00. «Особняк», 1986; фильм о «Театре Театре», 1989

Фильм «Особняк» (1986) — первая глава видеоромана в тысячу кассет «Сумасшедший принц». Большая часть видеоматериалов — это репетиции сайт-специфического проекта, сделанного после посещения Борисом Юханановым выборгского парка Монрепо. «Спектакль был основан на простой идее: в каждой комнате разыгрывался какой-нибудь эпизод, разыгрывался нескончаемо. А вокруг, как сквозь живую скульптуру происходящего, ходят зрители. Репетиции этого зрелища казались спектаклем — в какой-то момент мы просто открыли их для зрителя». (Борис Юхананов). Фильм «Театр Театр» (1989) смонтирован из уникальных видеоматериалов, снятых во время работы над важнейшими театральными проектами 1980-х–1990-х: «Монрепо» (1986), «Мизантроп» (1986), «Наблюдатель» (1988) и «Октавия» (1989). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

13 мая, 16:00. «Наблюдатель», фильм-спектакль, 1988
 
Спектакль соединил в себе двадцатилетие советской музыки и рок-культуру 1980-х. В «Наблюдателе» по пьесе драматурга Алексея Шипенко, важнейшей фигуры для театра после краха СССР, звучали Борис Гребенщиков, «Зоопарк», «Кино» и другие рок-звезды того времени. Это был роман о тогдашних тридцатилетних и о том, как «рок, как атлант, принял все на свои плечи в смысле молодежной культуры, создал новую веру». (Борис Юхананов). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

14 мая, 16:00. «Сфера», 2017; «Жанр», 2017 Режиссёр фильмов — Клим Козинский
 
Фильм «Сфера» был создан Климом Козинским по материалам легендарной «Кратовской мистерии», с которой начинался проект «Сад». Дачный дом и его окрестности в подмосковном Кратово были превращены в территорию созидания «Сада» — важнейшего новопроцессуального проекта Бориса Юхананова, прошедшего 8 регенераций с 1990-го по 2000 год. Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

Время действия фильма «Жанр» выпадает на события августовского путча 1991 года. На их фоне (буквально — под радиосвидетельства тех, кто стоит у Белого дома) проходят репетиции и пробы драматической игры «Жанр». Клим Козинский создал свой фильм из документальных материалов, видеозаписей архива Бориса Юхананова. Мировая премьера фильма состоялась в 2017 году на фестивале Doclisboa в Лиссабоне. Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

16 мая, 16:00. «Сад. Пятая Регенерация», 1995
Подробнее на сайте Бориса Юхананова
 
18 мая, 16:00. Проект «Дауны комментируют мир»: «Неуправляемый ни для кого», 1995; «Да! Дауны…или Поход за золотыми птицами», 1997

Проект «Дауны комментируют мир» был реализован Борисом Юханановым в 1994 –1997 годы и представлял из себя акцию, позволяющую увидеть мир сквозь сознание «другого» человека. По сути, это первый в отечественной практике театральный проект такого типа. В театральной части проекта актеры с синдромом Дауна становятся «садовыми существами» и принимают участие в создании спектакля «Сад» (5-я регенерация). В «Неуправляемом ни для кого» они комментируют Евангелие. В «Да! Дауны…» они размышляют о телевидении, берут друг у друга интервью и ведут репортажи, которые по ходу превращаются в исповедь. «Это существа, просто источающие из себя любовь, радость. Если их не тревожит людское сообщество, не начинает их воспитывать и превращать в плохих людей, то практически там — внутри себя —в них уже завершена эволюция человека». (Борис Юхананов). Подробнее на сайте Бориса Юхананова

20 мая, 14:00. «Сад. Восьмая регенерация. Первый день», 1996
20 мая, 19:00. «Сад. Восьмая регенерация. Второй день», 1996

 
Последняя из регенераций новопроцессуального проекта «Сад», продлившегося больше десятилетия. Показ проходил летом 2001 года в рамках III Международной Театральной Олимпиады на сцене Центра им. В. С. Мейерхольда. Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

22 мая, 16:00. Проект «Недоросль»: TV программа, интервью, фильм-спектакль, 1999–2001
 
Спектакль «Недоросль» Борис Юхананов поставил в 1998 году в вильнюсском Русском драматическом театре, которым тогда руководил джазовый музыкант Владимир Тарасов. Вместе с художником Юрием Хариковым, хореографом Андреем Кузнецовым-Вечесловым и актерами Русской драмы режиссер предпринял «реконструкцию реконструкции». В основе работы — вышедшая в 1911 году реконструкция спектакля по пьесе Фонвизина, которую сделал режиссер Юрий Озаровский, привлекший к сотрудничеству архитекторов, художников, гримеров и постижеров. На бумаге это выглядело как размеченная по точкам и обозначенная цифрами планировка актерских перемещений по сцене. В вильнюсском спектакле встречались русский классицизм, Серебряный век и реальность политического климата конца 1990-х. Фильм смонтирован из фрагментов репетиций, интервью с режиссером и телепрограммы, которая носит характерный для того времени свободный характер. Все вместе это оказывается путешествием не только в театр, но и в переломную жизнь «той страны». Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

24 мая, 16:00. «Подсолнухи», 2002
 
Спектакль «Подсолнухи» Бориса Юхананова по одной из поздних пьес Теннесси Уильямса с Лией Ахеджаковой и Виктором Гвоздицким, звездами российского театра и поразительными личностями, был спектаклем о границах между жизнью и ролью. «Более странный и изысканный дуэт трудно себе представить. Он и она похожи на нежданно повзрослевших детей — этакие Гаев с Раневской или Тильтиль с Митиль. Они лелеют его, это детство, — исполненное скрытого ужаса, как спасительный ковчег, лаконичный образ которого создал Юрий Хариков. Их ковчег — это огромный, увиденный точно глазами ребенка, стул. Он же похож на яркую, солнечную лестницу, как сказано в библейских текстах — “лествицу”. Лествицу веры, которая – единственная — и спасает этих затерявшихся актеров-детей от духовной смерти во “взрослом” мире». (Алена Карась). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

26 мая, 16:00. «Повесть о прямостоящем человеке», фильм-спектакль, 2004
 
«Повесть о прямостоящем человеке» была сделана Борисом Юханановым в «Школе драматического искусства» с участниками Лаборатории ангелической режиссуры и с участием Оксаны Великолуг, девушки в инвалидном кресле, называющей себя подмастерьем Мастерской Индивидуальной Режиссуры. Актеры в этом спектакле занимались ботмеровской гимнастикой — комплексом эвритмических упражнений, разработанный Фрицем Фон Ботмером, учеником знаменитого основоположника антропософской школы, Рудольфа Штайнера. А Великолуг сидела за ноутбуком и одним пальцем набирала на клавиатуре тексты – манифесты будущего «Театра радости», поисками которого и оказывалась «Повесть о прямостоящем человеке». «В спектакле Юхананова как-то легко и естественно, за игрой с радиоуправляемыми машинами и самодвижущимися динозаврами возникают и красивые метафоры творчества и свободы, и мистериальный сюжет». (Олег Зинцов). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

28 мая, 16:00. «Фауст. Шестая регенерация», фильм-спектакль, 2009
 
Фильм фиксирует спектакль «Фауст» Бориса Юхананова (1999–2008 гг.), который стал результатом работы Лаборатории игровых структур (ее вместе с Юханановым вел актер Игорь Яцко). Премьера шестичасового «Фауста» по Гёте в переводе Пастернака прошла в 1999 году. С каждой новой метаморфозой спектакля менялся не только состав актеров, сценография, выполненная Юрием Хариковым, хронометраж (уже начиная со второй редакции, режиссер сократил действие с шести часов до трех), но и видение центральных образов, что было подсказано сменой исполнителей и переменой целых эпох. «Одной из важнейших тем спектакля является узловой божественный парадокс мирозданья — соотношение замысла господня с творением, образа с прообразом, земных катаклизмов и гуманитарных катастроф с христианским учением о спасении». (Марина Максимик). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

29 мая, 16:00. «Путешествие сквозь Апокалипсис», документальный фильм, 2013. Режиссер — Евгений Похис. «Духовный инстинкт», документальный фильм, 2008 – 2013. Режиссер — Евгений Похис
 
Два фильма авторской дилогии, рассказывающих о таинственном и полном испытаний путешествии Мастера и его спутников в поисках образа спектакля. Материалом для фильма «Духовный инстинкт» стала созданная в 2002 году Борисом Юханановым и Григорием Зельцером «ЛабораТОРИЯ» — проект, исследовавший отношения игрового и священного начал с помощью текстов Торы. Спектакль «ЛабораТОРИЯ. Голем» был впервые показан на фестивале еврейских театров «Тикун Олам» в Вене в 2007 году, затем шел в театре «Школа драматического искусства». Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

Фильм «Путешествие сквозь Апокалипсис» — отражение работы Лаборатории игровых структур Бориса Юхананова и Игоря Яцко на пути к премьере шестой редакции «Фауста». Спектакль по знаменитой трагедии Гёте соединил в себе аттракцион и мистерию. В интермедии участвовали кошки Юрия Куклачева и, как писала Елена Ковальская, «похоже было, из Гете и кошек Юхананов пытался сложить новую мистерию — театр религиозный и одновременно общедоступный, массовый». Премьера состоялась в 2009 году на сцене театра «Школа драматического искусства». Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

30 мая, 16:00. «Голем», фильм-спектакль, 2007. Режиссер фильма — Александр Белоусов
 
Фильм фиксирует процесс создания спектакля «Голем», который является примером спектакля, запущенного в эволюцию. В 2007 году проект «ЛабораТОРИЯ» Бориса Юхананова и Григория Зельцера, сосредоточенный на изучении священных библейских текстов, участвовал в международном фестивале еврейских театров «Тикун Олам» (Вена). Одним из результатов этого участия стала премьера спектакля «Голем. Венская репетиция» в «Школе драматического искусства». Устроен спектакль был как череда самостоятельных работ участников на материале сцены из пьесы Гальперна Лейвика «Голем», пронизанная выступлениями Мегамагарала (“жизнетворческая ипостась” Юхананова в проекте). Подробнее на сайте Бориса Юхананова.

Поэтическая программа, посвященная Дню Победы – «Поэты, не пришедшие с войны», режиссер Светлана Прохорова.

9 мая в 16:00, трансляция пройдет на странице театра Вконтакте.

Электротеатр Станиславский и журнал «Театр»: Альтернативная история театра

Цикл лекций про неофициальную театральную культуру, поводом для которого стал номер 33 журнала «Театр». Трансляции пройдут на сайте журнала «Театр».

24 апреля, пятница, 19:00
Борис Фаликов
Миф Шифферса
Под «мифом Шифферса» имеются в виду две вещи. Во-первых, те впечатления, вернее, воспоминания, которые он оставил после себя среди современников. Во-вторых, это его учение, которое повествует в основном об иной реальности.

1 мая, пятница, 19:00 
Александра Машукова
Арбузовская студия
Арбузовская студия – феномен в истории советского театра: она возникла в 1938 году, когда театры массово уничтожались, пьеса «Город на заре» создавалась коллективно и при помощи актерских импровизаций, а в работе со студийцами Алексей Арбузов и Валентин Плучек сознательно и последовательно соединяли систему Станиславского с эстетическим наследием Мейерхольда.
 
8 мая, пятница, 19:00 
Вера Сенькина
Философский театр Бориса Понизовского
Речь пойдет о театре художника, философа, теоретика театра, одной из ключевых фигур неофициального Ленинграда Бориса Понизовского. Он изучал отношения человека с пространством и временем. Персонажем и зрителем в этом театре всегда оставалось одно лицо, попеременно меняющееся местами.

15 мая, пятница, 19:00 
Алла Шендерова
Евгений Харитонов: почему цвЭток продуло
Поэт, прозаик, автор пьес и сценариев, режиссер выступлений группы «Последний шанс», преподаватель пантомимы, лечивший от заикания – вот лишь беглый список того, кем был и чем занимался Евгений Харитонов (1941-1981), чьи стихи и проза не публиковались при жизни и стали библиографической редкостью сразу после выхода. 
 
22 мая, пятница, 19:00
Алена Солнцева
Григорий Залкинд: потаенные люди
Режиссер Григорий Залкинд окончил ГИТИС, курс Бориса Захавы, в 1951 году. Он был сокурсником и другом Анатолия Эфроса, Соломон Михоэлс предлагал ему возрождать еврейский театр, он познакомил московских зрителей с Беккетом и Ионеско и никогда никого ни о чем не просил.

29 мая, пятница, 19:00
Алена Карась
Эстетическая революция рубежа 80-90-х годов XX века и идея вечного возвращения: «Школа драматического искусства», Чет-нечет, ШРС, ОБЭРИУ.

URL List