45 подростков, 15 городов, 5 актёров и один спектакль. О том, что волнует современного подростка, что он думает обо всём на свете. О социуме, отношениях в семье, дружбе, любви, психологических травмах, политике, стране, будущем… Честно, без прикрас, местами жёстко, а где-то наивно. Где же появиться такому спектаклю, как не в Театре.doc? И в день, когда о детях не думать невозможно, в день, когда слово «школа» звучит ото всюду, – 1 сентября.
Впрочем, у создателей спектакля со словом «школа» свои ассоциации. Именно так называется телесериал, десять лет назад всколыхнувший чувства рядового российского телезрителя. История о девятиклассниках обычной московской школы, транслировавшаяся на Первом канале, сильно не вписывалась в представления обывателей о школе и подростках. Одни ругали фильм за негатив, другие благодарили за правду. Однако многие общественные деятели признавали, что показанное в сериале имеет место в жизни и поднимает актуальные вопросы.
По словам одного из сценаристов сериала «Школа», драматурга Ивана Угарова, фильм был знаковой историей. «Школа» удивительно опередила свое время, (ее бы сейчас выпустить для платформ)! Но настоящим вызовом она была именно тогда, – а нынче появилось совершенно новое поколение школьников, другое, чудное», – говорит Угаров. Именно о них постановка «Будущее. Doc», в которой сценарист «Школы» выступил драматургом, собрав монологи подростков из разных городов России и мира. Разговаривать с ребятами 13-17 лет планировалось о будущем, но часто беседы уходили в настоящее.
В новом спектакле заняли актёров, игравших в «Школе» (Александра Ребенок, Алексей Литвиненко, Алексей Маслодуров, Анна Шепелева, Надежда Иванова). Режиссёром «Будущего. Doc» стал Дмитрий Соболев, который сделал спектакль в технике headphone verbatim (дословно – «вербатим в наушниках»). По словам режиссёра, это первая в России постановка в этой технике, а сама технология пришла к нам из Лондона. Здесь актёры не играют, а в режиме реального времени воспроизводят слова, интонации, дыхание того человека, чей голос они слышат. «Ещё эта технология позволяет поделиться этим опытом проживания с максимальным количеством людей, поэтому состав спектакля не будет фиксированным: каждый раз будут играть новые актёры», – говорит Соболев.
Как рассказали участники спектакля, репетиции, по сути, не было. Незадолго до начала спектакля актёры послушали один раз аудио, которое им предстояло воспроизводить, а Александра Ребенок выступала совсем без подготовки. По словам актёров, услышанные истории произвели на них впечатление: современные подростки отличаются и от тех детей, какими были сами актёры, и от тех детей, о которых снимали «Школу», они мыслят шире, глобальней, не боятся поднимать болезненные темы.
В полуторачасовом действии звучат истории о буллинге в школе, о сложных отношениях в семьях, о пропасти между родителями и детьми, о неприятии семьёй и обществом всего нетрадиционного, о первых романах, о непреодолимых, по мнению подростков, трудностях. Кожей чувствуешь безвыходность некоторых ситуаций и дикость происходящего совсем рядом, иногда с высоты взрослого человека посмеиваешься и жалеешь ребёнка, слишком переживающего из-за ерунды или пока наивно воспринимающего этот мир, осознаешь, что школа теперь другая, и восхищаешься, какие же смелые сейчас дети.