Иосиф Райхельгауз собирает друзей. Спектакль «СТИХиЯ во время чумы…», театр «Школа современной пьесы»

19 октября в Школе современной пьесы состоялся пир во время чумы. Именно так выглядел традиционный перформанс «СТИХиЯ» в эпоху пандемии. В камерном пространстве зала «Эрмитаж» разместился длинный пиршественный стол, накрытый яствами. За столом восседал сам хозяин пира Иосиф Райхельгауз, который этим вечером взял на себя роль Вальсингама, ведущего чумное торжество.

«СТИХиЯ» — это философия, размышления о жизни и смерти, ирония, юмор и хулиганство.

Фото предоставлены пресс-службой театра

К столу на сцену поочередно выходили давние друзья ведущего и многих зрителей, которые каждый год торопятся на это чудесное атмосферное мероприятие. Артисты, музыканты, драматурги, поэты, писатели взялись не восхвалять чуму или отчаянную храбрость присутствующих, а просто пытались привязать свои выступления к актуальнейшей теме современности.

19 октября — день лицеиста, день пушкинского Царскосельского лицея. Об этом не мог не вспомнить Иосиф Райхельгауз, и, разумеется, без поэзии величайшего мастера встреча не обошлась.

Режиссер начал выступление с довольно трагичного стихотворения Бориса Пастернака «В больнице». Этим ведущий задал тон вечеру, в котором восторжествовал принцип «эмоциональных качелей». Никто не стремился к нагнетанию только печали или исключительно радости, каждый выносил на сцену то, что ему в данной ситуации ближе и понятнее. Александр Пушкин, Давид Самойлов, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий, Александр Галич — оказывается, все наши гении поэзии коснулись в своем творчестве «болезненных» тем и каждый выразил их в свойственной ему манере и энергии.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Наши современники тоже прошлись по эпидемии вовсю. На красную нить вечера нанизывались забавные четверостишия и куплеты Владимира Вишневского и Сергея Плотова. Сергей Плотов читал свои стихи-эпиграммы и своеобразные «записки охотника», написанные после акции по «отлову» 65летних театралов. Владимир Вишневский порассуждал о новых «пандемийных» словах и ресурсной экспрессии в стихах.

По новому зазвучали в наши дни стихи Игоря Губермана:

«И в разгар XXI века,
Когда жизнь непостижна уму,
Как же нужно любить человека,
Чтобы взять и приехать к нему!
».

Свое отношение к пандемии выразили драматург, поэт, актер Вадим Жук, чьи пьесы идут в ШСП, врач и поэт Леонид Печатников, поэт и прозаик Дмитрий Воденников, актер Олег Царев и многие другие. Писатель и поэт Дмитрий Быков вышел к столу с сыном Андреем, и талантливое семейство прочитало по ролям пушкинских «Моцарта и Сальери».

Фото предоставлены пресс-службой театра

Вадим Жук каждый день пишет короткие стишки на радость артистам театра и в этот вечер поэт порадовал ими зрителей. В его прочтении по-новому прозвучали всем известные стихотворения.

«Отчего я, милая, печалюсь
Отчего не сам я и не свой
Оттого что улетела челюсть,
Даже не простившися со мной…».

Елена Захарова, исполнительница главной роли в спектакле «НеПьеса», чувственно прочла стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной» в знак того, что любовь всегда должна быть с нами.

Актер Максим Евсеев пишет серьезные стихи, но читает свой стих «Пир во время чумы» по бумажке, ведь по словам автора: «стихи Максима Евсеева наизусть учить не нужно даже Максиму Евсееву».

Фото предоставлены пресс-службой театра

Леонид Печатников прочел стихи Александра Галича «Баллада о сознательности» и «Предполагаемый текст моей предполагаемой речи на предполагаемом съезде историков стран социалистического лагеря, если бы таковой съезд состоялся и если б мне была оказана высокая честь сказать на этом съезде вступительное слово». Стих прозвучал в честь 102-летия со дня рождения известного поэта и барда, который родился как раз 19 октября. Свой собственный стих Печатников написал о тех, кто в зоне риска и назвал «В ожидании приговора».

Заглянул на огонек Алексей Кортнев с неизменной гитарой, передал привет артисту ШСП Владимиру Качану, спел «Зачем Герасим утопил своё Муму» и «Снежинку», покорив всех своей харизмой и рассмешив переделками собственных известных песен. Вслед за ним со стихами и песней выступил и актер Владимир Качан.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Виртуоз игры на балалайке Михаил Кандауров заворожил зал звуками народного инструмента: под его умелыми пальцами они превратились в звучание волшебной арфы. Музыкант исполнил композицию из нового спектакля «Фаина.Эшелон», нагнавшую слезу на Иосифа Райхельгауза.

Казалось, автор вечера взбил в шейкере прекрасный поэтический коктейль, ингредиенты которого, несмотря на разницу эпох и стилей, отлично дополнили друг друга. Атмосфера вечера поэзии всегда тонка и хрупка, и то, что ее не разбить даже «чуме», доказал еще Александр Сергеевич.

Фото предоставлены пресс-службой театра

До абсолюта ауру чудесного поэтического междусобойчика гармонизировало заключительное выступление. На сцену вышел известный музыкант Левон Оганезов. Он спел песенку про вирус на мотив «Летят перелётные птицы» и устроил импровизированные «уроки музыкальной грамотности»: зрители сыграли в «угадай мелодию» и узнали «как музыканты заимствуют мотивы друг у друга».

Великолепный рассказчик и большой шутник Оганезов рассмешил, успокоил, предложил спеть всем вместе хором, отчего роскошный зал театра  окончательно превратился в уютный «приют комедиантов», где одинаково хорошо и исполнителям, и зрителям.


Авторы – Дарья Евдочук и Александра Кучумова