Беспринципный карьерист и свадебный аферист. Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», Московский Губернский театр

Связи решают всё! Это не тезис бизнес-тренинга, это правда жизни! Не секрет, что удачное знакомство может решить почти любую проблему, в том числе, ускорить продвижение по карьерной лестнице. Тем, что сейчас называется модным словом «нетворкинг», занимается так или иначе каждый. О «нетворкинге» в XIX веке замечательную пьесу написал Александр Островский. «На всякого мудреца довольно простоты» неоднократно ставили на театральной сцене, а спектакль Олега Табакова стал настоящей легендой, прожив на сцене 17 лет (1997-2014). Возобновлённая версия постановки идёт на сцене Московского Губернского театра.

Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» театра Олега Табакова. Источник фото: сайт театра

«На всякого мудреца довольно простоты» в Театре Олега Табакова славилась харизматичным актёрским составом. Главную роль Егора Глумова исполнял Сергей Безруков, его партнёрами на сцене были Михаил Хомяков, Евгений Киндинов, Виталий Егоров, Марина Зудина, Ольга Блок-Миримская. В 2013 году спектакль переехал в только что открывшийся Московский Губернский театр, и Сергей Безруков, уже будучи худруком, отыграл в нём последний сезон.

Отдавая дань уважения своему учителю, Безруков решил восстановить этот успешный спектакль. В постановке, вышедшей в 2019 году на сцене Московского Губернского театра, сохранены сценография Давида Боровского, трактовка персонажей и замысел в целом. Однако Сергей Безруков не ставил перед собой задачи собирать актёрский ансамбль, похожий на игравший в спектакле Табакова. Но тем не менее некоторые аналогии прослеживаются, но спектакль также имеет свои отличия.

Фото: Галина Фесенко

Итак, молодой образованный дворянин из обедневшей семьи Егор Глумов решает выбиться в люди. Используя своё обаяние, талант льстеца, умение вести деловые беседы, а также приятную наружность, он начинает заводить знакомства с власть имущими и влиятельными людьми. На горизонте уже маячат карьерные перспективы, богатая невеста и безоблачное будущее. Но подводят Глумова скрупулёзность, с которой он описывает каждый свой шаг в личном дневнике, и гнев ревнивой женщины, которая не хочет мириться с наличием соперницы.

Сценография Давида Боровского лаконично и точно передаёт положение в обществе, каждого из представленных на сцене семейств. Облезлый шаткий стол, за которым и пишут и обедают, – бедная квартира Глумова. Изящная софа, из которой при неловком движении вылетают столпы пыли, – богатый дом его дяди Мамаева, где царят невостребованные и устаревшие идеи и нравы. Изображение величественной усадьбы на задней стенке и лёгкая дачная мебель – жилище, где обитают завидная невеста Машенька и её нестареющая тётка Софья Игнатьевна Турусина. Вид древнегреческих развалин и стол-трибуна в виде колонны из этих же времён – кабинет Крутицкого, человека очень консервативного. Занавес в виде вывески-рекламы «фотографа Его Императорского Высочества» – указание на время, когда происходят описанные события, и символ бессмертности этой истории.

Фото: Галина Фесенко

Главную роль исполняет Илья Малаков. Его Глумов с головой ушёл в построение выгодных связей, но не растерял детской непосредственности. Он искренне удивляется, как легко ему удаются те или иные хитрости, и как мерзко его новые знакомые плетут интриги за спинами друг друга. Он хладнокровно просчитывает каждый свой шаг, тихо ненавидя сильных мира сего, и, не стесняясь выражений, выплёскивает свой гнев на бумаге. Интересны в спектакле моменты, когда Глумов открыто показывает своё презрение, но затуманенное восприятие окружающих не даёт им этого заметить – они видят лишь то, что хотят. Хорошие примеры здесь – эпизод в кабинете Крутицкого с обсуждением трактата, где Глумов буквально передразнивает старика, или явная наигранность с Клеопатрой Львовной, которую эта томная красавица воспринимает на веру.

Очарованный лестью дядюшка Нил Федосеевич Мамаев (Сергей Вершинин) – олицетворение вселенской тоски. Ему надоело всё, включая собственную жену, которой он сам сватает молодых поклонников, лишь бы от него отстала. Чтобы заполнить свою жизнь хоть чем-то, он слоняется по городу, просматривая квартиры, которые сдают в найм. Знакомясь с новыми людьми, он находит аудиторию для своих бессмысленных наставлений, которые устарели, как и он сам, и ностальгии по давно минувшим дням.

Его молодая супруга Клеопатра Львовна (Анна Снаткина) хочет внести ярких красок в свою унылую жизнь и как в омут с головой бросается в мелкие любовные интрижки. Ради своих эндорфинов она готова терпеть мамашу Глумову (Елена Петрова), уже утратившую чувство собственного достоинства, унижаясь, льстя и выполняя поручения сына, или использовать влияние изворотливого дельца Городулина (Сергей Медведев) для карьерного продвижения молодого родственника. Впрочем, Городулин своего не упускает – опытным глазом он сразу находит для себя выгоду в этом предприятии.

Фото: Галина Фесенко

Старик Крутицкий (Григорий Фирсов) – выживающий из ума болтун, не видящий дальше собственного носа, в прошлом сердцеед, но сам он думает, что и в настоящем! Флиртуя с Турусиной (Елена Доронина), он не осознаёт своей никчёмности и её терпимости лишь ради выгоды. Ведь Турусина тоже придаёт много значения связям для ведения дел, но её главное отличие от Глумова – подверженность влиянию суеверий и простая женская глупость. Её племянница Машенька (Наталья Качалкина), едва не ставшая жертвой свадебной афёры Глумова, умом её не превосходит. А чтоб вырваться из тоскливой рутины тёткиной заботы, готова много раз «грешить и каяться».

На сцене расхаживают в костюмах 19 века – элегантных сюртуках и необъятных кринолинах, но герои и поступки как из 21 века. Игривые фрагменты из 40-й симфонии Моцарта, звучащие на протяжении всего спектакля, являются отражением несовершенного мира, в котором живут герои. Выиграют они или проиграют – вопрос стечения обстоятельств. Стоит добавить, что спектакль – комедия, на которой зал действительно смеётся. Здесь полно задорных и весёлых моментов!

URL List