В проекте Theatre HD 13 февраля состоялась премьера балета Мориса Бежара «Девятая Симфония» на музыку Людвига Ван Бетховена.
«Девятая симфония» стала последним произведением немецкого композитора, которое вместило в себя, помимо инструментальной музыки, ещё и оперную часть «Ode an die Freude» («Оды к радости»). В балете Бежара в музыку и голоса вплетается танец, и эта полифония разных жанров завораживает. Впечатляет и масштаб постановки – в версии балета, поставленной на токийской сцене, приняли участие 250 танцовщиков совершенно разных национальностей из трупп «Балет Бежара» в Лозанне и «Токио Балет», музыкантов оркестра и оперных исполнителей.
Морис Бежар – один из создателей европейского современного балета – признавался, что смешение в нем кровей разных национальностей сильно повлияло на его творчество. Поэтому он был вдохновителем создания интернациональной труппы, а пацифистские образы единения человечества и любви к ближнему часто появляются в его творчестве.
Впервые «Девятую симфонию» он поставил в 1964 году, и в этой работе хореограф отразил идеи братства людей и мира, взявшегося за руки – что символично отражается в хореографических элементах, а особенно эффектно выглядит под занавес постановки.
В сценографии заметны отсылки к элементам витрувианского человека Леонардо да Винчи – сам человек является произведением искусства, это отчётливо, крупным планом видно по мастерству исполнения танцовщиков, их гибкости, изяществу и контролю над телом. В хореографии же проявляются образы хоровода, марша (где все равны и сплочены) и закольцованные движения с красивой синхронностью и параллельностью.
В первой части балета различаются элементы античных танцев с точными, но резаными линиями связок, а через бордово-черные цвета трико проявляется противоборство и единение мужского и женского. Постепенно тональность музыки переходит в мажорную, темп доходит до presto – и появляются танцовщики в красном. Они по очереди исполняют одну и ту же вариацию, но с подчеркнуто индивидуальными нюансами, их импульсивные движения вызывают ощущения страсти и порывов эйфории.
Однако, несмотря на концептуальную идею балета, постепенно замечается сексизм – характерные для Бежара преобладание на сцене мужчин и эстетика мускулинного танца.
Следующая часть балета, где появляются танцовщики в белом и звучит лиричная тональность симфонии, контрастно раскрывает нежные романтичные чувства. В элементах хореографии дуэта чувствуется взаимная поддержка и забота, глубокая эмпатия и проникновенность.
Такая чистая и искренняя любовь подводит зрителя к завершающей части – оде «К радости», на музыку которой Бетховен переложил текст Фридриха Шиллера. Как раз в ней чувствуется смысловая кульминация балета – равенство и братство, сплочение человечества в радости и через неё стремление к Богу. Неслучайно уже в прошлом веке ода была принята в качестве гимна Европы.
Все эти глубокие смыслы чувствуются в ярких акцентах симфонической музыки и стремящихся вперёд танцевальных движениях представителей четырёх разных рас, передающих ощущение созерцания целого мира людей. Костюмы жёлтого цвета вызывают рефлекторную ассоциацию с солнцем, счастьем и жизнью.
Впечатления от «Девятой симфонии» могут привести зрителя к осмыслению идей гуманизма, свободы и равенства, многообразия человеческих и социальных отношений, переплетённых с любовью к ближнему. Все идейные нюансы так правдиво перекликаются с настоящим – периодом хаоса, неопределённости в мире и нарастания негативных настроений в обществе среди разных народов и национальностей.
Автор: Михаил Бракунов