Поэзия «Пятилетки»

«Танцевальный текст близок к поэтическому. Опытный хореограф, как и поэт, всегда заботится о качестве текста, построении и логике»,  – это слова Саши Кукина, хореографа и педагога, который основал первую компанию современного танца в России. Его постановки действительно напоминают завершенные литературные произведения со своим стержнем, ритмом и рифмой. В них всегда заложена история, но сюжет отходит на второй план перед чувственностью. Вот и воспринимать их нужно, отключив в себе прагматизм и рационализм, чтобы насладиться пластикой, музыкой и уникальной энергией в полной мере. 

Саша Кукин. Фото: Светлана Аввакум

17 и 18 апреля в Петербурге прошёл фестиваль «Пятилетка» – настоящий праздник современного танца. Новая сцена Александринского театра объединила коллективы разных городов: Москвы, Петербурга и Краснодара. Зрители увидели одноактные спектакли и фильм Павла Скоробогатова «Другая красота», а ещё могли прийти на Open Talk и поучаствовать в разговоре о судьбе современного танца в России.

Компания Саши Кукина. Фото Евгении Романовской

Почему «Пятилетка?»
Судьба современного танца была и остается непростой, но направление растет и движется вперед. На это намекает даже название фестиваля. В 1970-90-х в ДК Первой пятилетки располагалась одна из передовых сцен города. Там проводили классы, кружки, танцевальные эксперименты – это была настоящая театральная лаборатория, в которой зарождались новые коллективы, необычные постановки и фестивали. В 2005 на месте ДК решили построить другой театр. Всё, что оставалось хореографам и танцорам тогда – отправиться в свободное плавание, чтобы потом, через 15 лет, объединиться в память об этом знаковом месте. 

О чем фильм «Другая красота»?
Служение искусству и желание развивать современный танец в России двигало многими хореографами в 90-х. Саша Кукин преподавал и ставил спектакли в США, но вернулся на Родину, как только почувствовал веяние перемен. В этом году хореографу исполняется 70 лет, но он по-прежнему молод душой, продолжает преподавать и открывать новые горизонты перед современным танцем России. Именно об этом – о легендарном мастере и его любимом деле – снял фильм Павел Скоробогатов. «Другая красота», показанная 17 апреля, – это картина-восхищение. Документальный фильм рассказывает о жизни Саши Кукина, его труппе и почти аскетичном служении искусству. Вот, Саша смотрит записи спектаклей дома, идет в студию мимо Казанского, преподает, ставит, разговаривает с коллегами. Он живет танцем. Во всем, что делает Саша, чувствуется неуемная энергия, запал и желание заниматься только любимым делом. 

Что такое современный танец сегодня?
Минималистичность
На сцене нет декораций. Есть только люди и их истории, рассказанные языком танца. Костюмы не сковывают движения и становятся продолжением тела, тело – выражает движения души. Они танцуют босиком. Кажется, что эти люди обнажены, и виден весь спектр чувств, которые они испытывают: злость, радость, страх, наслаждение, гнев.

Компания Саши Кукина. Фото Евгении Романовской

Свобода
Для современного танца нет рамок и запретов. В спектаклях стираются границы театральной условности: нет четко выраженной сцены, нет никакой четвертой стены. Спектакль «На старт! Внимание! Стоп», который поставила компания «Воздух» из Краснодара и показала 17 апреля, вообще обрывается на середине. В зале включается свет. Танцовщики вступают в прямой диалог со зрителями: ставят микрофон и просят сказать, зачем они пришли сюда. Это выглядит, как абсолютная импровизация, но таковой, конечно, не является. Такое взаимодействие в обе стороны как бы исследует природу современного танца и показывает, что для него действительно не существует границ.

Смысл
В спектаклях современного танца почти нет слов. Сами за себя говорят движения. Но в каждый перфоманс заложен какой-то мессендж, и он не проходит бесследно. Зрителям транслируется эмоционально насыщенная мысль – например, в «Сначала выйди» актуализируется тема веры в себя, успеха и осознанности. «Будьте смелыми, и тогда всё получится», – будто сообщают артисты.

Аутентичность
Саша Кукин считает, что аутентичность – это «процесс создания собственного танцевального языка». Это подлинность, в которой обнаруживается самодостаточность и индивидуальность. 

История
У танца есть уникальная драматургия. Зрители видят историю с завязкой, кульминацией и развязкой и понимают её без слов. В центре спектакля Addiction error Маргариты Царёвой, показ которого прошел 18 апреля – история одной пары и созависимых отношений. Рваные движения, гнетущая музыка создают ощущение неизбежности, и зрители погружаются в какой-то бесконечный конфликт – он кажется замкнутым кругом, герои не могут из него выйти.

На сцене – счастливые танцовщики и их мастер. В зале – благодарные зрители и громкие аплодисменты. «Пятилетка» завершается как триумф современного танца и даёт понять: несмотря на трудности, он развивается, продолжает заряжать всех уникальной энергией, сопричастностью и прекрасной поэзией чувств.

Авторы – Елизавета Кузнецова и Елизавета Кочергина