Бравые пионеры, оркестр в масках животных, настоящие мотоцикл, ванна и многое другое – интересное, необычное и волшебное очутилось на сцене Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Здесь под громкий смех и бурные аплодисменты сыграли премьеру «Петя, волк и Володя-музыкант» в постановке Егора Перегудова. Спектаклем отметили 85-летие двух симфонических сказок: «Петя и волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина.
Обе сказки появились в 1936 году по заказу Наталии Сац – художественного руководителя Центрального детского театра (ЦДТ, с 1992 года – Российский академический молодежный театр). Однако симфоническая сказка «Петя и волк» стала мировым хитом, а партитура «Володя-музыкант» даже не была издана и никогда не исполнялась вне сцены ЦДТ. К юбилею двух сказок в РАМТе решили исправить вопиющую несправедливость и вернуть на карту академической музыки имя Леонида Половинкина.
В новом спектакле соединились либретто двух сказок, советский авангард, драматическое действие, элементы цирка и перфоманса и много-много музыки. В представлении принимают участие артисты РАМТа и ансамбль «Персимфанс» (аббревиатура от ПЕРвый СИМфонический АНСамбль без дирижёра).
Юному зрителю здесь не приходится скучать: он успевает познакомиться с музыкальными инструментами, узнать факты из истории театра, отгадать героев сказки, посмеяться над нелепыми перипетиями на сцене, удивиться забавным превращениям и послушать прекрасную музыку. Интересно на спектакле и взрослому зрителю: ко всему перечисленному стоит добавить сложность исполнения и технического воплощения, от которых просто захватывает дух.
На сцене появляется Наталия Сац (Дарья Семёнова) собственной персоной и вводит собравшихся в курс дела, что же происходит сегодня в театре. В доступной, игровой и занимательной форме ей удаётся донести до каждого, что они присутствуют на событии исключительной важности, и создать торжественный настрой в зале. Начинается первое отделение, где исполняют «Володю-музыканта» – историю, на первый взгляд, почти утопическую.
Мальчик Володя пасёт стадо и прекрасно играет на скрипке. РАМТ представляет стадо Володи как большой оркестр, поддерживающий его в любви к музыке и познанию окружающего мира: музыка полна звуков природы, от умиротворения до сильного дождя. История Володи, рассказанная хором удалых пионеров, приобретает черты величия и заслуживает восхищения. Оркестр, «жующий» травку, и вдохновленный скрипкой Володя становятся олицетворением добра и света.
Второе отделение, где зрителей ждёт «Петя и волк», начинается с игры-представления всех действующих лиц. Наталия Сац, возвышающаяся над сценой, с восторгом смотрит, как зрители, которых она не может перекричать, принимают оркестр, выскальзывающий из её бесконечной юбки, и, наконец, вызывает на сцену Петю (Прохор Чеховской). И он оказывается отнюдь не образцовым пионером – из своей рогатки он не прочь подстрелить и друга-птичку, который парит над головой, и его соперницу утку, которая от упрямства и страха плюхается в лужу-ванну.
Однако шалости и хулиганство уходят на второй план, когда наступает черёд встретиться с реальной опасностью – волком-мотоциклом с тремя валторнами. Петя проявляет себя храбрым и смелым, однако каждый опасный эпизод становится анекдотическим и выход из него вызывает бурный смех. Апогей наступает, когда спешащие на помощь охотники случайно убивают оркестр, а Петя в образе победителя застывает на поверженном волке-мотоцикле.