В важнейший год своей истории, когда театру исполняется 90 лет, «Ромэн» включил настоящий генератор креативных идей. Премьеры, выставки, встречи, концерты, плодотворное сотрудничество с зарубежными деятелями искусства разгоняют двигатель театральных будней, несущий историческую сцену к круглой дате дня рождения 16 декабря.
Одна из знаковых и очень необычных премьер состоялась в знаменитом цыганском театре 22 мая. Совместный российско-французский спектакль «Кабаре «Зеленая лампа» поставлен в кратчайшие сроки, с огромным запалом любви, творческой радости и энергии — все это прекрасно ощущается в атмосфере новой иммерсивной постановки.
Пьеса родилась в головах двух французов, влюбленных в русскую культуру и имеющих русские корни. Автор концепции и режиссер Натали Конио Товен — русская наполовину. Она отлично владеет языком и закончила ГИТИС (мастерская Л. Хейфеца), где училась вместе с Ниной Чусовой, Павлом Деревянко и многими другими коллегами по цеху. Прадедом драматурга Филиппа Фенвика был петербуржец, граф Ладислас Рогозинский, чьи воспоминания положены в основу пьесы.
Уникальные, почти не тронутые временем интерьеры театра в стиле «модерн» увиделись авторами спектакля практически готовыми декорациями к их музыкальной драме о бурлящих годах начала прошлого века. Перед спектаклем зрителям вручают карточку-программку красного или белого цвета. Этот своеобразный бейдж служит пропуском в манящий мир театрального закулисья, где разыгрываются основные события пьесы.
В старинном мраморном фойе гаснет свет и происходит постепенное погружение в прошлое, таинственные лабиринты которого освещаются маленькими фонариками в руках изящных проводников в белых перчатках. Граф Рогозинский (Артур Богданов) знакомит своих гостей с завсегдатаями петербургского кабаре «Зеленая лампа», а затем «красные» и «белые» уходят каждый в свою собственную историю, как это и случилось более века назад в российской действительности.
В темных закоулках театра посетителей ожидают истинные чудеса: магическое приглушенное разноцветье фонарей, в глубине сводчатого зала — «живые» проекции картин авангардистов, в узенькой нише арочной анфилады — крошечные, невероятно выразительные и пластичные перформансы юных футуристов (Стэфэн Киященко, Сергей Богданов, Мадина Дубаева), в маленькой гостиной с пианино — буйная поэзия Хлебникова и Крученых в исполнении сияющих от одуряющей новизны литературных стилей молодых поэтов.
Такого еще не было в истории театральных «бродилок» — зрители, разделенные на две группы, видят два совершенно разных спектакля, объединенных единой концепцией. Для того, чтобы в один вечер сыграть параллельно обе постановки пришлось задействовать всю труппу театра.
«Белые» становятся зрителями декадентски-томительного концерта-воспоминания о белогвардейской жизни. «Цыганка плясала, монисто бренчало» — у кого из русских людей не дрогнет сердце от цыганского хорового пения, от упоительности романса?
«Красным» достается шанс стать непосредственными участниками литературного спора между футуристами и традиционалистами в поэзии. Вовлечение гостей кабаре в действие происходит настолько неожиданно и глубоко, что некоторых из них даже начинает мучить совесть за невольно выданного охранке молодого поэта-революционера.
Удивительно, как много событий вмещает в себя недлительное пребывание за столиком уютного кабаре. Пока зрители слушают песни и стихи, пытаясь лавировать между традиционалистами, футуристами, акмеистами, манифестами, яростными дискуссиями, их внимание отвлекают фокусники, а между столиками шастают агенты тайной полиции. За закрытыми дверями будущие строители социализма обмениваются запрещенной литературой. Две исторические эпохи — угасание бархатного мира дореволюционного благоденствия и закипание котла революционных страстей пересекаются в мерцающем свете свечей на столиках старинного кабаре.
Сценография и световые решения спектакля (художник-сценограф Анастасия Романцова, художник по свету Полина Комарова) находятся в одной связке с видеорядом (видео Рожен Картье), пронизанным авангардисткой живописью. Пространство зала расчерчено узнаваемой линейной графикой, вынесенной на балки и подпорки колосников. Кажется, что зрители и артисты находятся внутри картины Кандинского или его творческих соплеменников. Аура и волнительная тонкость «серебряного века» с его изнемогающей от хрупкости художественностью, поисками новых форм в поэзии и изографии, конечной трагедией революции и эмиграции рождаются от точно пригнанных друг к другу частей драматического, сценографического, музыкального и поэтического материала. В создании этого спектакля интернациональная труппа, частью которой теперь стали и французские партнеры, сработала, как единый организм, на одном дыхании легком и свежем.
Для зрителей остается один неразрешимый вопрос, в котором «Ромэн» пока хранит загадочную интригу: как увидеть оба спектакля — «белый» и «красный», ведь просмотр одного из них немедленно вызывает желание узнать, а что же было в другом, а за один театральный заход это невозможно?
Надо просто стать посетителем кабаре «Зеленая лампа», и тайна откроется!