«Мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь…». Спектакль Екатерины Луниной на театральной площадке «Свободный 24»

Спектакль «Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили» – обращение Екатерины Луниной к одному из самых лирических произведений Ф.М.Достоевского – «Белые ночи». Главные роли в постановке играют молодые актёры – Виталий Иванов, Юлия Апалат и Даниил Богданов. Прибегая к традиционному приёму с использованием хореографических зарисовок, режиссёр подробно пересказывает сюжет повести. Зрителю предлагают современную интерпретацию, в которой находится место лёгкости, но одновременно с этим сохраняется очарование «сентиментального романа», как его нарёк сам автор. 

«Белые ночи» – частично автобиографическое произведение, ведь за образом главного героя-мечтателя стоит сам Достоевский. Молодой человек прозябает жизнь и лишь в грёзах ему удаётся создать собственный сказочный мир, где он влюблён и любим. Но все его фантазии развеиваются в дымке исступлённой мечты, ведь Настенька предпочитает другого. Теперь горячее чувство, озарённое нежным светом петербургских белых ночей, обречено на гибель. 

Фото предоставлены пресс-службой спектакля

Художник Алексей Демский не пресыщает камерное пространство деталями и не пытается обозначить конкретное место действия. Санкт-Петербург перед нами или какой-то другой большой город – это совершенно неважно. Лишь схематичные рисунки моста на заднике, черный фон и яркий свет софита, как строгой путеводной звезды, намекают на описание в тексте: «Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?». Главные герои спектакля не сердиты и не капризны. Они произносят текст просто, не выпячивая эмоций, аккуратно и с ощутимым пиететом перед классиком.

Екатерина Лунина пытается психологически выстраивать спектакль, не заостряя внимание на трагедии мечтательного человечка, а скорее – воспевая его чувство любви. Именно феномен любви молодых людей становится объектом её исследования: как зарождается любовь? Меняет ли она человека? Возможно противостоять этому чувству? Конечно, авторы спектакля не дают ответов, но наталкивают зрителя на самопогружение в собственный эмпирический опыт.

Режиссёр-хореограф Елена Воронова использует современную музыку, немного раскрепощающую персонажей. Это даёт им возможность переложить чувства на язык тела. Движения простые и непритязательные, подобно робким диалогам двух влюблённых, которые впервые испытывают незнакомое, но очень сильное, чувство.

Фото предоставлены пресс-службой спектакля

В одном из писем Фёдора Михайловича Достоевского есть строки: «…страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Всё должно быть уравновешено с внутренним… Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни…». Эта боязнь жизни присутствует и в атмосфере спектакля, где три героя разыгрывают сюжет, находясь будто в заточении собственных грёз. По сути, перед нашими глазами вырисовывается традиционный треугольник отношений, где одна пара обретает взаимность. И хочется верить, что сердце подсказало Настеньке достойного человека.

Внешняя лёгкость и простота продолжается и в постановочных приёмах. Морализаторский голос Бабушки звучит в записи несколько механически. Озвучивает персонаж очевидно молодая женщина. Такая условность не обедняет текст, а наоборот строго препарирует его, лишая ненужных прикрас. Поэтому образ Бабушки воспринимается как схематический набросок, который не должен отвлекать внимание от главных героев. Лишь их чувственное поле разрастается и притягивает к себе, как только что завязавшийся зелёный побег на молодом дереве.

Виталий Иванов играет с ребяческой искренностью, непосредственно и откровенно. Когда он говорит о любви, голос не дрожит, но его фигура кажется очень робкой и стыдливой. Такая зыбкость придаёт постановке целомудренной чистоты. Это чувствуют Юлия Апалат и Даниил Богданов, подхватывая настроение партнёра, они дополняют его своими интонациями.

Фото предоставлены пресс-службой спектакля

Настенька в красивом платье, словно спустившаяся с петербургского неба звездочка, прощается с мечтателем навсегда. Он отнюдь не жертва любви, а счастливец, которому удалось соприкоснуться с этим бесценным и прекрасным чувством. На лице белый «отпечаток» нарисованной улыбки, кукольный жест, финал…  Наш мечтатель один, но сердце его шепчет слова, похожие на молитву: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!».