Спектакль «Раскольников», «Коляда-театр»

Спортивные костюмы от Bosco, телефонные разговоры по громкой связи, коктейльные вечеринки и сюжет великого романа Достоевского. «Коляда-театр» привёз на гастроли в Москву спектакль «Раскольников» по «Преступлению и наказанию». Предворяя показ, режиссёр Николай Коляда сказал, что работая над постановкой, они с артистами хотели приблизить Достоевского к сегодняшнему дню: «Представьте себе, какой-то подлец убил, снял на видео, выложил в youtube и ждёт лайков».

Известный роман Николай Коляда уложил в полуторачасовой спектакль, воплотили его всего три актёра, а сценография – и того минималистичней: скамейка, ковёр, стопка книжек. В спектакле практически полностью отсутствует сюжетная линия семьи Мармеладовых, о страданиях матери и сестры Родиона Раскольникова зритель узнаёт очень коротко, а образы Петербурга и времени совсем стёрлись – в спектакле подчёркнуто, что подобная история может случиться в любое время и в любом месте.

Главную роль исполняет Мурад Халимбеков. Его Раскольников – и бедный студент, и защитник чести сестры, и философ с рефлексией на тему «Вошь ли я, как все, или человек?», и отчаянный молодой человек, решивший хайпануть на чужой смерти. Актёры Игорь Баркарь и Владислав Мелихов перевоплощаются во множество героев, окружающих Раскольникова на протяжении всего действия: то в старуху-процентщицу и Лизавету, то в Лужина и Настасью, то в раздвоившегося Порфирия Петровича…

Знание текста романа при просмотре этого спектакля приветствуется. Действие постоянно «переключается» с одного эпизода на другой, задействуя множество метафор, считать которые можно только зная первоисточник. Так, открывающий действие сон Раскольникова о жестоком избиении лошади, где актёры, экспрессивно выражают ужас происходящего с помощью металлических цепей, символически связан с финалом спектакля. Эти увечащие цепи лягут на Родиона Раскольникова, символизируя его моральную гибель.

Соню Мармеладову на сцене надо суметь рассмотреть! Ведь металлическая роза там появляется не случайно. А красные ленты, на шее Раскольникова, на розе, что это? Наверное, символ греха. То и дело звучащие из динамика современные музыкальные хиты – символ молодости, символ беспечности, а может символ хайпа? Словом, есть над чем подумать в процессе просмотра. 

Атрибуты нашего времени, эпизоды с чтением отрывков романа прямо из книги, дискотечная музыка не дают зрителю скучать ни минуты. «Коляда-театр», браво!