25 и 26 мая состоялся вечер современной хореографии на Новой сцене Большого театра. Парадоксальная хореография, сочетающая в себе традиции и смелые новшества, современная и классическая музыка, простота формы и образность содержания – всё это получило воплощение в вечере современной хореографии под названием POSTSCRIPT. Проект осуществлён совместно с продюсерской компанией MuzArts. В постановке принимают участие ведущие артисты: Ольга Смирнова (в трёх номерах), Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, Анастасия Денисова, Вячеслав Лопатин, Артемий Беляков, Якопо Тисси, Денис Савин, Артур Мкртчян.
Вечер состоит из трёх отделений и четырёх балетов. Они краткие, но сюжетно насыщенные, их условно можно объединить темой диалога между мужчиной и женщиной. Этот разговор строится между очень похожими, но абсолютно разными существами. Да, именно, «существами», потому что дух некоего космического начала, внеземного и вневременного, из которого произрастает всё действие, ощущается с первых нот, с первой неожиданно броской и яркой композиции.
Открывает программу Mcgregor+Mugler. Премьера этого балета, поставленного специально для примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, состоялась в 2019 году на сцене London Coliseum. Хореография Уэйна Макгрегора – это не просто иносказательный язык человеческого тела, это самодостаточная философская концепция. Ей присуща летучесть и глубина мысли, непростой глоссарий движения и самодостаточность жеста. Ольга Смирнова и Денис Савин перевоплощаются в бесполые создания: холодные внешне и безудержно-огненные внутри, отрешённые и целостные. Их сложная хореографическая лексика непредсказуема! Обмениваясь масками, повторяющими черты лица, герои то становятся одним целым, то вдруг отстраняются друг от друга, словно боясь утратить сильное «Я». Облачённые в невероятные костюмы Тьерри Мюглера и движимые музыкой Холли Хёндона и Нильса Фрама, персонажи Mcgregor+Mugler передают характер всего вечера. Здесь отсутствует тщетная суета, а хореографические решения вполне конкретно подчинены образным задачам каждого отдельного эпизода.
«Фавн» Сиди Ларби Шеркауи – настоящий манифест человеческой чувствительности! Музыка Клода Дебюсси и Нитина Соуни обладает своенравной медитативностью, которую остро чувствуют и передают Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин. Влечение, упоение красотой тела, любовная истома, страсть, примирение – всё находит развитие в этой работе, российская премьера которой состоялась в 2018 в Большом театре в рамках гала-вечера «Пьеса для него».
Второе отделение представлено балетом Алексея Ратманского «Воспоминание о дорогом месте» на музыку одноименных пьес для скрипки и фортепиано П.И.Чайковского. Лёгкую и трепетную хореографию исполняют два состава: Ольга Смирнова, Артемий Беляков, Екатерина Крысанова, Якопо Тисси и Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Анастасия Денисова, Артур Мкртчян.
Венчает вечер балет Postscript, поставленный Соль Леон и Полом Лайтфутом (они же выступили и художниками по костюмам) для нидерландской труппы NDT2 на музыку Филипа Гласса. Здесь удалось сочетать сюжетную повествовательность с метафорической обобщённостью. На сцене два музыканта исполняют по очереди партии скрипки и фортепиано. Интересный постановочный приём связан с тем, как на сцене расположены все участники. Ломкость линий тела продолжается в общем мизансценировании: скрипачка медленно движется по сцене, параллельно нотному ряду на стене. Её фигура тоже становится частью пластической фабулы, где всё продумано, нет ничего лишнего, а главное – сбалансировано в действиях и возвышенно по мысли.
Эмоциональный контакт, зачинавшийся в первом отделении, достигает своего разрешения в финале, подобно майской грозе, неожиданно овладевшей городом. Он и Она, их стремления, чувства, боль, радость и непреодолимое желание обладать друг другом – это только одна из тем, получивших новое переосмысление в Postscript. Па де труа исполняют два состава: Анастасия Денисова, Артур Мкртчян, Вячеслав Лопатин и Ксения Аверина, Георгий Гусев, Дмитрий Дорохов. «Дуэт в белом» составили Екатерина Крысанова и Денис Савин, «Дуэт в черном» – Ольга Смирнова и Артемий Беляков. Внутренняя контрастность, лаконичность внешней формы, сдержанное оформление сцены, нестандартная хореография, соединяющая в себе грациозность и непринуждённость – это наполняет вечер дыханием свободы и дарит ощущение прикосновения к ускользающей хрупкой красоте!