«Давайте поиграем в оперу». Владимир Панков поставил «Риголетто» в МАМТе

В январе 2022 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошёл второй премьерный блок «Риголетто» в постановке Владимира Панкова. В портфолио актёра и режиссёра, худрука «Центра драматургии и режиссуры» и создателя оригинального жанра SounDrama появилась первая опера – Панков открыл новую для себя музыкальную историю. Суперпопулярный оперный шедевр XIX века на большой статусной сцене смотрится броско, театрально и многослойно – по замыслу и исполнению.

FAQ

Режиссёр определил для себя сразу несколько задач: сказать что-то свежее заядлым меломанам, зацепить неофитов, отразить в спектакле историю предыдущих постановок, оправдать в нетленном материале свой след и почерк, сохранить прежние смыслы и добавить новейшие… Решая все задачи сразу, Панков поставил классическую оперу как сборник ответов на часто задаваемые вопросы. 

Например, любителей современного искусства спектакль порадует актуальными театральными приёмами – проекциями, видеосъёмкой в режиме реального времени, синтезом жанров, дождём из блёсток. Есть даже Герцог без трусов.

Для ревнителей классики бессмертное творение в исполнении прекрасного симфонического оркестра прозвучит без изменений. Музыка Верди и либретто Пьяве по мотивам пьесы Гюго всё те же, что и 170 лет назад.

Желающие попасть в Италию увидят венецианский карнавал, чумных докторов и комедию дель арте. Самые внимательные разглядят Феллини с его детской мечтой о цирке.

«Патриотично» настроенным поклонникам отечественного музыкального искусства подмигнут флажки с триколором, герб с медведем, русский хор с пирогами и дважды краснознамённый военный ансамбль имени песни и пляски.

Фото: Сергей Родионов

Для ценителей иронии ария La donna è mobile будет исполнена под караоке, а в кармане Герцога поместится пышный букет. Будут и другие шутки.

Ностальгируете по 90-м? – Владимир Панков и тут проводит заметную параллель. Добро пожаловать в ресторан с узнаваемыми «римскими» шторами и хрустальными люстрами – на корпоратив, где кружатся женщины в пайетках и чемоданы с деньгами.

Будьте уверены, постановка ответит на любой вопрос и запрос зрителя, и каждый найдёт в ней что-то важное на самый привередливый вкус. 

На некоторых моментах остановимся подробнее.

От простого к сложному

К счастью, постановщики отказались от тренда «по мотивам» и из оперы Верди не уволили самого Верди. Феликс Коробов, музыкальный руководитель постановки, взял оригинальные партитуры великого композитора, ничего не убирая, не добавляя и не переставляя местами. Музыка Верди хорошо знакома маэстро и занимает несколько строк в его творческой биографии. Оркестр исполняет её внимательно и бережно, дирижёр Ариф Дадашев аккуратно ведёт музыкантов вслед за вокалом, не конкурируя с голосами.

«Риголетто» не самая сложная, по словам Коробова, опера – с точки зрения музыки, сюжета и актёрского существования на сцене. Но материал сложен для постановки из-за его сумасшедшей популярности. Работа Владимира Панкова как бы компенсирует «простоту» партитуры театральной зрелищностью и делает акцент на эмоциональность сочинения Верди. Панков «играет в оперу», используя весь свой режиссёрский арсенал, и несколькими штрихами придаёт происходящему на сцене ироничную окраску.

Фото: Сергей Родионов

Отражение и раздвоение

Элементы саундрамы Панков переносит в оперу, ведь SounDrama – это не только жанр, но и метод – работа с темпоритмом, игра с формой и особое слышание музыки. Так, по-особому решена партия Маддалены – вовсе не через музыку, а через движение, пластику: беззвучно притягивает внимание балерина на пуантах в соблазнительном платье, а вокальную партию исполняет оперная певица, которую зритель даже не сразу замечает в сценическом изобилии персонажей.

Балетные двойники есть почти у каждого поющего героя: Панков и на оперной площадке продолжает свои «зеркальные» эксперименты с отражениями и двоящимися (иногда – троящимися) персонажами. Задваиваются и исторические эпохи. Например, у свиты Герцога, представленной мужским хором в строгих костюмах «братков» из лихих девяностых, есть дельартовское «зазеркалье» в исполнении артистов миманса. Благодаря таким отражениям на сцене создаётся объёмная полифония – многозвучие музыки, вокала, танца, визуальных эффектов и времени. 

Фото: Сергей Родионов

Короли могут всё

Кажется, в этом «Риголетто» всё работает на роскошь, объём, избыточность и придворную пышность, всё создаёт ощущение праздника, пира во дворце наслаждений. Сценография и костюмы авторства Максима Обрезкова восхищают поистине симфонической фантазийностью и не оставляют сомнений: перед нами шикарный дворец, в котором не просто забавляется король. Здесь упиваются властью, творят амурный беспредел, устраивают заговоры, планируют похищения и убийства, ломают судьбы простых смертных.

Невольный герой сломанной судьбы – жалкий, презренный шут Риголетто, но Андрей Батуркин в заглавной партии – настоящий король постановки. И дело не только в прекрасном пении и актёрской убедительности. Батуркин – обладатель невероятно театрального, драматического баритона. Голос артиста проживает эмоции вместе со своим владельцем: протяжно плачет, тоскует, страдает, горячо умоляет, колко гневается, злится и грозит местью. В этом голосе слышны все сущности и личности героя – паяц, политик, гангстер, разбитый жизнью суеверный уродец, любящий отец и, наконец, артист-трагик.

Интересно собран образ дочери шута, Джильды. У Панкова она не наивная малолетка на пороге больших чувств, которая пока не в силах совладать с любовными порывами. Она уже взрослая девушка, уверенная, что эти чувства ей нужны, и осознанно идущая на смерть. Джильда – чемпион по количеству «отражений». Вокальную партию взрослой Джильды в прекрасном исполнении Дарьи Тереховой дублирует её балетное альтер эго (Екатерина Дурасова) – нежная, мятущаяся душа; третья Джильда – поющая девочка (Александра Чуйкова) в костюме Пьеретты: такой видит её отец. А ещё есть четвёртая, малышка в видеопроекциях – в финале её платье остаётся на авансцене.

Фото: Сергей Родионов

Проигравших нет

«Давайте поиграем в оперу», – именно с этой фразы, по признанию Панкова, он начал работу с творческой командой МАМТа. Пожалуй, игра – самое точное, что можно сказать о вердиевском «Риголетто». «Игра» – слово множества смыслов: в нём есть театр и музыка, азарт и ирония, детство и опыт, радость побед и боль разочарований. Панков добавил к Верди свой авторский смысл – игру воображения.