Продолжаем рассматривать драматургов XX века, не вступая в споры, современная ли это драматургия или новая классика. Сегодня в фокусе нашего внимания творчество драматургов «новой волны» 1970-1980-х годов, чьи имена, безусловно, знакомы знатокам театра и литературы.
Людмила Петрушевская
Автор множества прозаических произведений, пьес, книг для детей. Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после шести спектаклей её запретили. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» вышла в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» – в «Современнике», «Московский хор» – во МХАТе. С 1980-х годов стали публиковаться сборники пьес и прозы писательницы, её имя стало широко известно. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Юрием Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988), «Заячий хвостик», «От тебя одни слёзы», «Поросенок Пётр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Юрием Норштейном). Произведения Петрушевской переведены на многие языки мира, пьесы ставятся в России и за рубежом.
Спектакли по пьесам драматурга в Москве:
«Московский хор», театр им. Вл. Маяковского, режиссёр – Никита Кобелев
«День рождения Смирновой», МТЮЗ, режиссёр – Саша Толстошева
«День рождения Смирновой», театр «Около дома Станиславского», режиссёр – Максим Солопов
«Лестничная клетка», театр «Около дома Станиславского», режиссёр – Лилия Загорская
«Йелэна», Мастерская Брусникина, режиссёр – Фёдор Павлов-Андреевич
Александр Галин
Один из ведущих российских драматургов, сценарист, режиссёр театра и кино. Первую пьесу «Стена» написал в 1972 году, только через 16 лет она была поставлена в «Современнике» режиссёром Романом Виктюком. Приобрёл известность благодаря пьесе «Ретро». В 1981 году она была поставлена в Москве Малым театром, в 1983-1984 годах была одной из наиболее часто игравшихся в СССР пьес. Среди других пьес Галина – «Летят перелётные птицы» (1974), «Дыра» (1975), «Крыша» (1976), «Наваждение» (1977), «Восточная трибуна» (1981), «Звёзды на утреннем небе» (1982), «Тамада» (1983), «Библиотекарь» (1984), «Группа» (1989), «…Sorry» (1990) и многие другие. Как режиссёр Александр Галин впервые выступил в 1987 году, когда поставил свою пьесу «Летят перелётные птицы» в театре-студии Ленинградского университета. Первым спектаклем на профессиональной сцене стала «Дыра» (1990) в Театре под руководством Олега Табакова, в дальнейшем осуществил ещё ряд постановок. По сценариям Галина сняты фильмы: «Дом строится» (1978), «Инженер Графто» (1979), «Последний побег» (1980), «Предлагаю руку и сердце» (1988), «Кольцо» (1991). Снял по своим сценариям фильмы «Плащ Казановы» (1993), «Чешское фото» (2003).
Спектакли по пьесам драматурга в Москве:
«Ретро», Театр на Малой Бронной, режиссёр – Юрий Иоффе
«Аккомпаниатор», Театр под руководством Армена Джигарханяна. режиссёр – Андрей Крупник
Людмила Разумовская
Интерес к драматургии проявила ещё в студенчестве. Её первые драматургические опыты с энтузиазмом встретили завлиты нескольких ленинградских театров, однако первая постановка пьесы Разумовской увидела свет в Таллине на эстонском языке – здесь в Молодёжном театре вышла пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» (1980), история которой определила писательскую и театральную судьбу автора на много лет вперёд. Среди других пьес автора – «Под одной крышей» (1978), «Сад без земли» (1982), «Сон старого дома» (1986), «Владимирская площадь» (1995), «Французские страсти на подмосковной даче» (1999), «Житие Юры Курочкина и его ближних» (2000) и другие. По сценариям Разумовской сняты фильмы «Переступить черту» (1986), «Дорогая Елена Сергеевна» (1987), «Бродячий автобус» (1989), франко-испанский фильм «Эскалация» по пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» (2012).
Спектакли по пьесам драматурга в Москве:
«Под одной крышей», Ленком, режиссёр – Роман Самгин
«Дорогая Елена Сергеевна», Сатирикон, режиссёр – Владимир Жуков
Владимир Арро
Писатель и сценарист, в конце 1960-х обратился к драматургии («Высшая мера», 1967; «Сад», 1979; «Смотрите, кто пришел», 1981; «Пять романсов в старом доме», 1981; «Колея», 1985 и др.). Пьеса «Высшая мера» в 1976 году была поставлена в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. Большой общественный резонанс в 1982 году вызвал спектакль Московского театра имени Вл. Маяковского по пьесе «Смотрите, кто пришел!», она дала название полугодовой дискуссии в «Литературной газете» о драматургии «новой волны». Пьесы Арро ставили ефремовский МХАТ, Театр драмы им. Вл. Маяковского, ЦТСА (ныне ЦАТРА), Театр на Малой Бронной, БДТ, Александрийский, Театр комедии им. Н. Акимова, Открытый театр (ныне Ленсовета) и др. Некоторые пьесы Арро были экранизированы («Сад» – «Прости нас, сад» (1988); «Синее небо, а в нем облака» – «Неприкаянный» (1989).
Алексей Казанцев (1945-2007)
Один из основателей Центра драматургии и режиссуры (совместно с Михаилом Рощиным). Будучи актёром, увлёкся режиссурой. Ставил спектакли в Рижском театре русской драмы, Московском театре им. Моссовета и других. Как драматург стал пробовать себя в 1975 году, первая пьеса Казанцева «Антон и другие» была поставлена в ЦДТ (ныне РАМТ) Алексеем Бородиным в 1981 году. Широкую известность как драматург приобрел после постановки Валерием Ланским пьесы «Старый дом» в Новом драматическом театре в 1978 году. Впоследствии эта пьеса была поставлена более чем в 70 театрах страны и стала одной из «легендарных» пьес 1970-х-1980-х годов. В 1993 году Казанцев основал совместно с Михаилом Рощиным журнал «Драматург», который издавался до 1998 года. В короткое время это издание стало наиболее авторитетным по современной русской драматургии как в России, так и за рубежом.
Спектакли по пьесам драматурга в Москве:
«Старый дом», Центр драматургии и режиссуры, режиссёр – Владимир Панков
Виктор Славкин (1935-2014)
С начала 1960-х писал одноактные пьесы, которые ставились в эстрадном театре-студии МГУ. В 1967-1984 годах работал в журнале «Юность». Как драматург дебютировал в 1979 году. Известность Виктору Славкину принесли пьесы «Серсо» (1982) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979). Автор сборника пьес «Памятник неизвестному стиляге» (1996). Для анимации писал сценарии с 1965 года. Работал с режиссерами-мультипликаторами Владимиром Тарасовым, Станиславом Соколовым, Юрием Бутыриным и другими.