Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова блестяще открыл новый театральный сезон – 15 сентября здесь был дан старт циклу симфонических программ, посвящённому 130-летию композитора Сергея Прокофьева. Прокофьев – мастер крупных форм, писавший музыку во всех современных ему жанрах, создавший собственный новаторский стиль. Цикл программ к юбилею композитора продлится в Новой Опере до конца 2022 года. На концерте-открытии оркестр под управлением дирижёра Валентина Урюпина исполнил сюиту из балета «Стальной скок», Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Симфонию №4.
«Стальной скок» был создан композитором по заказу Сергея Дягилева, который хотел поставить балет для «празднования советской индустриализации», премьера состоялась в 1929 году. Прокофьев вдохновился сценарием художника-конструктивиста Георгия Якулова, основанным на сценах жизни раннего Советского Союза с участием спекулянтов, моряков, рабочих.
После премьеры композитор объединил четыре номера из балета в отдельную оркестровую сюиту, которую и исполнил оркестр Новой Оперы. Зрительный зал наполнился производственными динамичными звуками: можно было себе представить, как работают станки, запускаются тяжёлые машины, увеличиваются показатели и радуются рабочие. Атмосферой мощи, величия и гордости пронизана эта великолепная музыка.
Концерт №4 для фортепиано с оркестром, продолживший представление, был создан Сергеем Прокофьевым по заказу пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. В связи с тем, что музыкального материала для левой руки соло тогда было написано мало, Витгенштейн занимался аранжировкой известных произведений, а композиторы-современники писали для него сочинения. Одним из них стал Сергей Прокофьев, но его произведение не понравилось Паулю Витгенштейну, и он так и не сыграл его.
Впервые Концерт №4 для фортепиано с оркестром прозвучал на сцене через 25 лет после создания – лишь в 1956 году. Это музыкальное сочинение крайне редко исполняется, и Новая Опера сделала настоящий подарок слушателям. Сольную партию исполнила Йол Юм Сон – одна из ведущих южнокорейских исполнительниц, удостоенная серебряной медали XIII Международного конкурса пианистов имени В. Клиберна (США, 2009) и второй премии XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Россия, 2011). Йол Юм Сон покорила публику своим виртуозным мастерством. А музыка доносила контрастные настроения – мятежа, лиризма, величия, властности, изящества.
Завершила концерт Симфония № 4, имеющая две разных редакции. Ее первая версия (opus 47) была создана в 1930 году по заказу Бостонского симфонического оркестра к его 50-летнему юбилею, в её основу легли фрагменты заказанного Дягилевым балета «Блудный сын». В 1947 году Прокофьев вернулся к этому сочинению и создал opus 112, так и не исполненный при его жизни. Впервые симфония в этой редакции была представлена публике в 1957 году под управлением Геннадия Рождественского, эту версию услышали и зрители Новой Оперы. Начавшаяся импульсивными ритмами музыка перетекла в зрелое и мудрое Andante, сменившееся хрупким Moderato, но завершившееся героическим и торжественным Allegro.