«…Одним днём началась война». Спектакль «Республика», Историко-этнографический театр

Три микрофона, три героя, три разных судьбы и одна война, изменившая ход истории одной небольшой республики… В Московском историко-этнографическом театре вышел спектакль «Республика» режиссёра Александра Кудряшова по одноимённой пьесе Сергея Давыдова. Действие представляет собой концерт-воспоминание о событиях 1990-1993 годов, случившихся в Таджикистане и России, а главные герои – русские жители Душанбе, которым пришлось бежать от войны.

Пьеса Давыдова, написанная в форме верлибра (франц. vers libre, свободный стих – прим.ред), представляет собой документальные монологи – свидетельства того времени. Ее герои между собой даже не знакомы, но их судьбы схожи. Ученица хореографического училища Ярослава, ревизор министерства культуры Ольга и молодой человек 16-19 лет Данил, пережив страх и трагедии, выбираются из города, охваченного гражданской войной, но оказываются на поле боя другой войны – за выживание на родине (а может на чужбине?), которая их не ждала.

Фото: Анна Пенькова

Другой климат, другое устройство жизни и быта, неприятие чужаков, бюрократические проволочки… Это далеко не всё, с чем приходиться сталкиваться «понаехавшим». Каждый из героев становится олицетворением целой социальной группы, которой пришлось приспосабливаться к новой жизни. Ольга (Светлана Американцева) – компетентный специалист, которой пришлось сменить профессию и заново добиваться всего. Ярослава (Виталина Отраднова) – школьница, которую поначалу не принимает стая: говорит с акцентом, выглядит не как все, многое видит в первый раз, даже снег. Данил (Павел Ештокин) – военнослужащий российской армии, не имеющий гражданства.

Тем не менее ни один из героев спектакля не сливается с толпой, он уникален и транслирует свою и только свою боль, зародившуюся, когда «по непонятным причинам при невыясненных обстоятельствах одним днём началась война», заглушённую временем и повседневными заботами, но непроходящую, неисчезающую.

Фото: Анна Пенькова

Эти три очень личные истории звучат со сцены в той последовательности, которую задумал драматург, разбивая на главы свою пьесу («Снег», «Растохез», «Ночь», «Исход», «Своя»). Монологи сопровождает видеоряд (медиахудожник – Фёдор Шмелькин), напоминающий неисправный телевизор и транслирующий кадры разных лет, символизирующих как величие большой страны и гордость маленькой республики, так и ужасы и крики неустроенного быта или разграбленного и сломленного города.

Повествование о событиях, о которых до сих пор известно очень мало, сопровождает музыкальный ряд, причём к каждой главе задан свой ритм. Герои почти поют свои песни, вспоминая о каждом отрезке своего пути в поисках мира, покоя, дома… Их песни-эпизоды прерывают длинные паузы, когда свет освещает зрителей в зале, и взгляды героев – чужаков в своей стране – сталкиваются со взглядами жителей этой страны, задавая безмолвный вопрос: «Почему так?». Надежды сменяются разочарованием, вера в большую и могучую страну – осознанием, что она тебя предала, желание перемен – их боязнью.
«…и пусть будет так
и лишь бы не хуже…»

URL List