3 октября театр «Модерн» пригласил журналистов посмотреть на таинство репетиции. Новый спектакль «Петр Первый» уже на подходе. Как ракета на старте, он почти готов к взлету, но требуется некоторая доводка – шлифовка жестов, мизансцен, света и даже дыма.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc04237-1024x683.jpg)
Постановщик Юрий Грымов рассказал, что формат «открытой репетиции» для театра новый. Гостям предложили чувствовать себя свободно, то есть, делать все, что обычно не приветствуется во время действия спектакля: можно выйти из зала, вернуться, уйти совсем, если необходимо, ведь репетиция длинная, либо – «жить в нашем ритме». «В нашем» – означает в ритме работы, поскольку на сцене, в зале, в технических службах идет обычный повседневный рабочий процесс.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc03915-1024x683.jpg)
Оказалось, ритм репетиции захватывает до оцепенения, как всегда, когда удается посмотреть на то, как работают другие. Актеры, еще не в гриме и не в костюмах, а порой даже по-домашнему – в трениках, но уже хорошо знают текст, модуляции голоса, встают на нужные точки, совершают поставленные движения и жесты естественно, словно случайно. Звукооператор ни разу не промахнется с включением роскошного саундтрека, художник по свету вовремя выхватывает из темноты нужные фигуры, декорации, мизансцены.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc04724-1024x683.jpg)
Тем не менее, режиссер продолжает гранить свой спектакль, как алмаз. Он придирчиво рассматривает лейбл с обратной стороны фарфоровой супницы, хотя зритель едва ли сможет его увидеть. Думает о важном – безопасности на сцене: «Уберите дверцу шкафа, а то кого-нибудь прибьет!». Выверяет каждый шаг, жест («Одной рукой за голову хватайся!»), вздох, язычок дыма и отблеск света: «Подсвети бахрому так, чтобы не золотой была, а черной!». Интересно, обратят ли на это внимание зрители? Скорее всего нет. Зато даже такая мелочь может стать важным кирпичиком в плотной стене будущего спектакля.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc03849-1024x683.jpg)
Юрий Грымов ведет репетицию деловито, деликатно и размеренно. Развести его на крепкое словцо не просто, но кому-то удается и это. Ремарки режиссера удивительны и понятны только посвященным. «Думай! Ты говоришь, а надо думать!», – кричит он из темноты артисту, который как раз проговаривает свою реплику. Время от времени Грымов начинает отсчитывать ровно, как метроном: «Ап! Ап!», задавая ритм, и на глазах публики спектакль обретает выверенность и стройность.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc04220-1024x683.jpg)
Спокойный и неспешный тон постановщика придает уверенности актерам, которые еще пока могут позволить себе смешную оговорку или, к примеру, наскоро что-нибудь пожевать прямо на сцене. Во время долгого прогона режиссер делает два перерыва, давая выдохнуть артистам, а журналистам задать вопросы, удовлетворить свое любопытство.
Новая работа ставится по произведениям Алексея Толстого и Дмитрия Мережковского. Режиссер рассказывает, что это будет масштабная трилогия. Пока в процессе постановки находится только первая ее часть.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc04323-1024x683.jpg)
В роли Петра Великого – Юрий Анпилогов. Нет на нем еще ни парика, ни костюма царского, но сколько страсти в образе, сколько безошибочно верных интонаций! Без антуража роль будто обнажена и мастерство актера, которому не спрятаться за нарядом, становится нагляднее, рельефнее и четче. «Актер должен уметь играть все и должен биться за роль», – считает Юрий Грымов. Вероятно, у талантливого артиста, эта битва за роль не прекращается и после того, как он ее получил.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/10/dsc04396-1024x683.jpg)
Открытая репетиция, словно золотой ключик, отпирает для зрителя тайны волшебного ларчика режиссерских задумок, ходов, оригинальных решений, которые могут ускользнуть от внимания или понимания во время обычного просмотра. Остается интрига недосказанности – какие очертания обретет спектакль после полной полировки, что еще внесет в него режиссер, чем удивят актеры?
Премьера первой части трилогии назначена на 16 октября. Время для наладки механизма и настройки постановки еще есть. На суд зрителей театр вынесет ювелирно отточенную работу – спектакль с размахом и критическим взглядом на наше настоящее из глубин российской истории.