Электричество в моей голове. Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» с Бенедиктом Камбербэтчем

Если вы думаете, что котики стали мега-популярны с развитием соцсетей, то британский художник Луис Уэйн подумал об этом почти сто пятьдесят лет назад. Точнее, он не думал, он просто рисовал. Талантливый живописец, Уэйн, к сожалению, был жертвой эпохи и своей натуры. После смерти отца он остался единственным кормильцем в семье, на его попечении были мать и пять сестер. Художнику пришлось оставить низкооплачиваемую должность преподавателя в Лондонской школе искусств и работать простым иллюстратором для многочисленных газет и журналов. Он специализировался на изображении деревенских пейзажей, домашних животных и всего, что связано с сельским хозяйством.

В двадцать три года Луис встретил свою единственную любовь – Эмили Ричардсон, которая была воспринята семьей в штыки, ведь была простой гувернанткой. Отстояв право на счастье, художник скоро его потерял: Эмили умерла от рака через три года после свадьбы. Во время болезни единственным утешением Эмили был черно-белый котенок Питер. Чтобы порадовать любимую, Уэйн обучил его различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. В это время сам Луис начал рисовать с него эскизы, которые и стали основой его будущего творчества.

Фото из свободных источников

В течение следующих тридцати лет Уэйн много работал, выпуская по несколько сотен рисунков в год. Он был очень популярен, но напрочь лишен деловой хватки, простодушен и доверчив, к тому же совершенно не умел торговаться, стоимость его услуг была неадекватно низкой. Потеряв Эмили и не имея моральной поддержки от родственников, Луис постепенно терял связь с реальностью, страдая от галлюцинаций и навязчивых идей, одной из которых был поиск электрической энергии в окружающем мире и собственной голове, и, в конце концов, был помещен в психиатрическую лечебницу.

Историю Луиса Уэйна перенесли на экран режиссер Уилл Шарп и сценарист Саймон Стефенсон, уложив в два часа весь путь героя, от юности до старости. Выбрав для фильма формат 4:3 и взяв в помощники специалистов по аналоговому видео, они визуально превратили фильм в сказочную, почти анимационную картину, где жизнь художника неотделима от его видения мира. В зависимости от эмоционального состояния Луиса экран то взрывается разноцветьем калейдоскопа, то падает в мрачную пучину страха и отчаянья, а в моменты счастья светится масляными красками импрессионизма. Сказочности добавляет и закадровый текст: голос Оливии Колман («Корона», «Отец») мягок, ироничен и полон теплых ноток, как и подобает хорошему рассказчику.

Роль Луиса Уэйна досталась Бенедикту Камбербэтчу, как говорится, без борьбы. Создатели были уверены, что он не только идеальный, но и единственный кандидат. К тому же, актеру уже приходилось играть и художника («Ван Гог»), и психически нестабильного человека («Игра в имитацию»), да и с поиском электричества он имел дело («Война токов»). Готовясь к роли, актер занимался с репетитором, который не только научил его держать карандаш точь-в-точь так, как держал его Луис Уэйн, но и делать зарисовки обеими руками одновременно (художник был амбидекстром). Бенедикт Камбербэтч играть плохо просто не умеет, и «Кошачьи миры Луиса Уэйна» – не исключение. Проходя жизненный путь своего героя, он предстает нескладным чудаком, сдержанным английским джентльменом, безумно влюбленным юношей, безутешным вдовцом, эксцентричным творцом и, наконец, одиноким и несчастным стариком. Уилл Шарп наполняет картину множеством тщательно продуманных сцен, в которых зритель, помимо смысла, восхищается мастерством актера. 

Источник фото: kino-teatr.ru

Так же удачно подобрана актриса на роль возлюбленной Луиса – Эмили. Клер Фой известна публике, в первую очередь, ролью Елизаветы II в сериале «Корона». Так же естественно, как в королевский дворец, Клер вошла в необычный мир необычного художника. Ей досталось всё самое светлое, и в то же время комичное, что есть в картине, и это несмотря на трагическую, по сути, историю и весьма короткий промежуток времени, учитывая структуру фильма. 

В экранной жизни Луиса Уэйна есть всего два любящих человека: Эмили и редактор Illustrated London News сэр Уильям Ингрэм (Тоби Джонс), который был не только профессионалом своего дела, но и чутким, понимающим человеком. Он поддерживал Луиса долгое время, по сути заменив ему отца. 

Любил ли художника кот Питер – неизвестно, с кошками никогда не угадаешь. Но в фильме за всё семейство кошачьих (а их было около сорока) отвечала дрессировщица Шарлотта Уайлд. Режиссер решил не использовать компьютерную графику, поэтому все коты в фильме – настоящие актеры. 

Источник фото: kino-teatr.ru

Единственное, что удалось создателям фильма не вполне – роль старшей сестры Луиса – Кэролайн (Андреа Райзборо). Персонаж, призванный показать тяжелую жизнь женщины в патриархальные времена, актриса преподносит просто как злобную истеричку, превращающую в ад жизнь всех, кто попадается на пути. Даже на смертном одре Кэролайн не вызывает ни жалости, ни понимания.

К счастью, неудача с «главным злодеем» компенсируется общей атмосферой картины, которая, несмотря на печальную историю жизни художника, все же тяготеет к светлым сторонам его натуры, его поиску жизненной силы трех миров: человеческого, кошачьего и художественного. 

URL List