В таинственных интерьерах театра «Модерн» просто не могла не случиться эта история. Она долго ждала автора, который освоит все темные углы и уютные залы в извилистом орнаменте декора. Популярная московская сцена в старинном Хлебном доме, непременно должна была однажды обыграть свое стильное название. Прийти в здание, построенное в 1911 году архитектором с необычным именем Капитолий Дулин нужно в темноте, почти ночью. Именно в это время там разыгрываются загадочные события, близкие к опиумным видениям завсегдатаев «Бродячей собаки» и прочих приютов комедиантов.
Молодой талантливый постановщик и актер Сергей Аронин приглашает зрителей на лекцию профессора-заучки о декадансе. Полоумный лектор с неупиваемой чашкой чая в руках, напоминающий вдохновенного ведущего научно-популярной телевизионной программы, так увлекательно смешит публику, что заставляет забыть об обещанной имммерсивности спектакля.
И когда только он успел исчезнуть и перевоплотиться в волшебника в цилиндре со старинным фонарем в руках? Человек в плаще и цилиндре приглашает гостей на сцену и зовет за собой. Тяжелый занавес за спиной закрывается с тихим шорохом под нервический смешок участников прогулки, отделяя их от теплой реальности зрительских кресел и погружая в ледяной холод закулисных лестниц и лабиринтов. «Попался на качели, качайся, черт с тобой» понимают все, кто, как дети за дудочкой крысолова следуют за странным проводником в полутемные глубины знакомых и незнакомых залов, закутков, фойе в праздничном предновогоднем убранстве. Как верно выбрано время для этого инфернального путешествия – самое близкое к свершению чудес, в которые не перестаешь верить! Мистическое настроение спектакля всю дорогу будет напоминать о том, что ровно в 12 карета превратится в тыкву, а потому – спешите, господа, на бал декаданса!
Поддаваясь очарованию томительного периода эстетского упадничества, мастерски воспроизводимого неутомимым проводником в забытую буржуазную культуру, внимательный путешественник не сможет не оценить точность авторского восприятия этого периода мировой духовной тоски. Эмоциональные полубезумства «проклятых поэтов», отверженных и бегущих от скуки повседневности, «тихие ужасы» Эдгара По и Оскара Уайльда, исключительное эфирное эстетство и сугубый символизм Александра Блока и Владислава Ходасевича, Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, Игоря Северянина и Константина Бальмонта, тяжеловесный уверенный слог штормовых страстей Валерия Брюсова режиссер подает в игровой иллюстративной обертке, с усмешкой, разбивающей страдательную серьезность декадентских вздохов. В компанию для ясности и полноты темы приглашены религиозный мыслитель-мистик Владимир Соловьев, философ Василий Розанов, израильский славист Омри Ронен, поэт и детский писатель Михаил Яснов и даже сам Александр Сергеевич Пушкин.
Видимые глазу легкость, шутливость и парение спектакля над лестничными пролетами, колоннами и сценами «Модерна» очевидно стали результатом кропотливой авторской работы, связанной с перелопачиванием гигантского информационного массива и переосмыслением творчества знаменитых и малознакомых литераторов. Может быть оттого и мелькает моментами в спектакле эпическое, зонговое, ироничное, одним словом, брехтовское начало. Недаром молодой Бертольд увлекался поэзией Вийона и Рембо.
Моно-спектакль – вещь коварная, ведь актер, режиссирующий сам себя, должен быть вдвойне отважен или сказочно самоуверен. Сергей Аронин как раз из тех деятелей искусства, что рождаются с художественным нутром, с пресловутым чувством прекрасного, которое поселяется в артисте божественной волей еще до его появления на свет. Внутреннее чувство меры и стиля, приличный интеллектуальный багаж, врожденный артистизм, творческая смелость и солидный опыт создания камерных спектаклей помогли ему составить поэтическую мозаику новой работы «Цветочки зла». Уже в одном своем названии она вмещает всю авторскую позицию – «улыбайтесь, господа!», тем более что все это пока цветочки….