«Актёр и режиссёр не терпит несвободу». Интервью с Сергеем Алдониным

Сергей Алдонинактёр и режиссёр, известный своими работами в театре, кино и на телевидении, уже около десяти лет возглавляет театр «Булгаковский дом». На его сцене можно увидеть многолетний хит театральной Москвы – спектакль «Мастер и Маргарита», выделяющийся среди других постановок романа Булгакова блистательной свитой Воланда, роль которого исполняет сам Алдонин.
Мы встретились с Сергеем Алдониным и поговорили о том, что его привело в профессию, чему он научился у Марка Захарова, как появился театр «Булгаковский дом» и что в нём происходит, в частности, о школе-студии, появившейся при театре в этом году. Режиссёр также рассказал о легендарной постановке «Мастер и Маргарита» и многом другом
.

Сергей, Вы родились в семье физиков. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в актёрскую и режиссёрскую профессии.

Я точно не знаю, как так получилось. Сказать, что я об этом мечтал, я не могу, меня это всё сопровождало по жизни, происходило невольно и стихийно, встречались правильные люди. Бабушка была великая актриса в плане жизни: она могла достать любые билеты, куда угодно, её знали многие режиссёры в Москве. Говорят, что я на неё похож. Но все в семье были категорически против театральной карьеры для меня. А началось всё с гибели моего отца, тогда всем стало не до меня, и я пустился во все тяжкие. У меня появились друзья, сильно старше меня по возрасту, все они пытались поступить в народный театр в Красноярске, и ни у кого не получалось, а я на спор сказал, что поступлю, и поступил. Но через некоторое время забрал документы и ушёл в армию. Служил на Дальнем Востоке, где через некоторое время основал театр. Приехал один раз в Москву, пошли гулять, и случайно зашли в ГИТИС, и практически на следующий день мне сказали, что я поступил на режиссуру, это моё второе образование. Всё происходило само собой, и люди какие-то встречались в жизни творческие и судьбоносные: Леонид Калиновский, Ролан Быков, Людмила Гурченко, Марк Захаров и прочие.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Вы учились у Марка Захарова, расскажите, пожалуйста, кем для Вас был этот человек, что ценное он принёс в вашу жизнь?

Марк Анатольевич – очень сложный человек, многие его не понимали. Я очень любил его фильмы, если говорить о советских режиссёрах, они выделялись для меня театральностью. Говорили, что он не может преподавать, что он только режиссёр, но это не правда. Тут есть другой аспект: Марка Анатольевича надо «уметь брать». Если ты не подготовлен – не впитываешь, сам не берёшь его приёмы, как он говорит и как он актёров может столкнуть лбами. Это очень сложный человек, я его очень любил, и люблю, и счастлив, что он был в моей жизни. Он был редким режиссёром, который придумывает на репетициях какую-то ситуацию, совершенно её переворачивает, в другую сторону направляет, задаёт задачу, которая совершенно для этой роли не подходит. И вот на этом стрессе, актёр вдруг делает поворот в роли, и роль пошла. И ещё главное у него было – нельзя делать как все. Он старался сделать так, чтоб другие не смогли повторить. Ещё очень хорошо помню методы профессора Калиновского из Щепкинского училища. Он всегда говорил нам, что театр должен оставаться театром. Калиновский любил исторические костюмы. Спектакли были настолько захватывающие, что через 15 минут, зритель забывал про всё, и наслаждался показом.

Ваш дипломный спектакль у Захарова был «Мастер и Маргарита», верно?

Нет, он был первым моим поставленным спектаклем, который начал идти на втором курсе. А на диплом я выдвинул «Севильский цирюльник», его я поставил, когда был приглашён в РАМТ к молодёжи. Там профессиональный академический театр, с большой сценой, с актёрами. А «Мастер и Маргарита» стал моим вечным спектаклем вот уже на 21 год.

Фото предоставлены пресс-службой театра

А расскажите, как спектакль трансформировался? Вы же, получается, перевыпускали его?

Конечно. Во-первых, спектакль менял площадки, и каждый раз мы объявляли новую сценическую версию. Во-вторых, менялся оркестр, приходили молодые, какие-то сцены я принимал, какие-то не принимал, и сцены новые делал, и до сих пор это делаю. Сейчас, например, готовится новая сцена с котом Бегемотом, значит, что что-то нужно будет вытащить оттуда, а это вставить. Меняется структура, все участники должны быть готовы к импровизации. Есть зрители, которые приходят по несколько раз, и приходится соответствовать им, чтобы спектакль был интересным.

А были ли за этот 21 год какие-то сюрпризы, необычные ситуации, связанные со спектаклем «Мастер и Маргарита»? Это произведение обычно овеяно мистикой.

Конечно, было, но это никогда не было трагическими ситуациями, как многие это описывают. У меня есть актёры, которые боятся играть в этом спектакле, и в этой теме. Я считаю это большой глупостью, в этом заключается актёрская профессия – играть образы людей и их характеры, а не погружаться туда, предаваясь мистицизму. Актёр должен уметь и входить, и выходить из роли. Если так с ума сходить, конечно, можно многое натащить в жизнь. У нас много историй: у одного актёра семья погибла, и жёлтая пресса написала, что это из-за спектакля (сам он так не считал); один актёр испугался на спектакле и сбежал, потом его уволили; один раз стрельба в поезде была, когда мы на гастроли ездили с этим спектаклем. Поэтому если так вспоминать, то да, было многое.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Вы сначала играли в этом спектакле Фагота, а потом стали играть Воланда?

Когда я ставил спектакль, думал, что, наверное, мне надо Воланда играть. Но сложилось так, что Воланда у меня играл Андрей Сычев, сейчас он режиссёр Первого канала. Затем Воланда играл другой актёр, и возникла ситуация, когда у него слетал сериал, там главная роль, долго до этого не было съёмок, и съёмки каждый день, ну что тут сделаешь? Вот я подумал и решил, что быстрее всего будет сменить его мне, а молодого артиста взял на роль Фагота.

А кто вам ближе все-таки: Фагот или Воланд?

Мне, по моей натуре, – Фагот, но Воланда я перетранслировал для себя, он же режиссёр свиты и режиссирует всю эту ситуацию в Москве. И я также за всеми следил, кто куда пошёл, кто что сказал и так далее.

Сейчас получается очень интересно, что именно в театре «Булгаковский дом» есть такой спектакль как «Мастер и Маргарита». А расскажите, пожалуйста, о самом театре.

Ну, во-первых, театр мы сами создали вместе с хозяевами музея «Булгаковский дом», и я предложил ему дать имя Булгакова, потому что вроде бы нигде нет театра имени Булгакова, по крайней мере, раньше не было. Однажды хозяин музея позвал меня на спектакль, который шёл в музее, и я сразу влюбился в это место. Решили рискнуть и создать театр.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Сколько лет назад появился театр?

В 2011 году. Начнем с того, что музей и театр – это уникально. Театр помогает музею жить, музей проводит живые экскурсии, в которых участвует группа актёров, и многие из них играют в спектаклях. Актёры у нас хорошие – выпускники ГИТИСа, Щепкинского училища.

В театре известные музыканты дают концерты, проходят творческие вечера артистов, недавно мы открыли школу-студию. Этот дом необычен, атмосферен. Мы проводим интересные праздники. В день Булгакова, 12 мая, всегда играем «Мастера и Маргариту» самым сильным составом. В последнюю субботу лета здесь проводится «День исполнения желаний»: с самого утра без остановок идут экскурсии, потом начинается концерт на открытой площадке, а вечером даётся внутри спектакль, часто это «Мастер и Маргарита». В течение дня посетители пишут письма с желаниями, которые мы «выпускаем» в специальных экологических, разлагаемых шариках.

У нас есть сложность в том, что театр находиться во дворе жилого пространства. Хотя тут от жилого мало что осталось, в основном художники, мастерские, но всё равно существование во дворе жилого дома накладывает на нас ограничения, приходиться выживать.

Я правильно понимаю, что это частный театр? То есть он не получает никакой поддержки государства?

Да, всё так, живём на то, что зарабатываем.

Как вы пережили этот тяжелый период, когда из-за пандемии невозможно было работать?

Ужасно. Это ад, конечно, когда государственные театры могут ничего не делать и всё равно получают деньги, а у нас здесь всего этого не было. Я даже не знал, как мы поднимемся после этого, мы потеряли наш гастрольный тур.

Ещё актёр и режиссёр не терпит несвободу, нам нужны живые люди, зрители. Все эти репетиции онлайн – такая ерунда. Кто-то пытался спектакли онлайн делать, ну, наверное, это тоже, выживание, чтоб с ума не сойти.

Сейчас готовятся какие-то премьеры в театре?

Да, в ближайшее время планируется выпуск спектакля по пьесе Мартина Макдонаха «Сиротливый запад». Сложная пьеса, ставим её с мастерской Бориса Клюева из Щепкинского училища. К сожалению, у ребят недавно умер мастер, они для нас уже как дети.

В репертуаре вашего театра есть работы и других режиссеров. Что бы вы порекомендовали бы зрителям?

Есть два спектакля с одинаковых названиями – «Дни Турбиных». Один поставил Александр Коршунов, второй – Татьяна Марек. Они совершенно по-разному сделаны, очень качественно.

Спектакль «Дни Турбиных» в постановке Татьяны Марек

Вы следите за театральными тенденциями в Москве, в России? Может быть, есть режиссёры, которых вы хотели бы заманить к себе в театр?

Заманить? У нас и так много что-то делается, но я люблю, например, Володю Мирзоева. Мне нравятся спектакли Бутусова. Хочу отметить театр им. А.С. Пушкина Жени Писарева – там идут радостные комедии, очень хорошо сделанные. Приходишь посмеяться и наполниться хорошей музыкой, движениями. Но в мире все стало такое некачественное, формальное. Я очень страдаю от этого.

Сергей, расскажите, пожалуйста, про школу-студию при вашем театре.

Пока это для меня эксперимент. Обучение длится два года по адаптированной программе Высших театральных училищ по основным спецпредметам. В процессе обучения предусмотрены экзамены по результатам каждого семестра и выпускная квалификационная работа. При условии хорошей успеваемости возможно участие студентов нашей школы в профессиональных спектаклях нашего театра. Школа создана по системе, скажем так, близкой американской. То есть, у нас изучают все специальные предметы (мастерство вокала и так далее), непосредственно нужные актёру. Есть такой оригинальный предмет, как раскрытие творческих способностей, мастер-класс по прохождению кастинга. То есть, это вещи, которые важны профессионалам. Будут рекомендованы списки, что читать, какие картины смотреть, какие музеи посещать. Наша цель сделать ещё более молодежную группу. Мы хотим в дальнейшем образовать связи с европейским школами. Ведь очень много людей получают профессию актёра. Но из-за большого количества студентов, вуз не может дать им максимальное количество знаний, они недополучают нужных навыков и по окончанию вуза их никуда не берут. И они идут в другие профессии. У нас рынок актёров переполнен, а менеджеров нет, тех, кто занимается продвижением актёров. Актёры сейчас не нужны просто. Это, конечно, катастрофа.

А кто преподаёт у вас в школе, помимо Вас?

У нас отборный, сильный преподавательский состав. Кинорежиссёр (мой ученик), актёр и актриса Малого театра. Все наши, проверенные люди. Как Аня Романова – педагог по вокалу, она молодой гений! Международного уровня и по вокалу, и у нее свой ансамбль, и концерты даёт, все практики. Известные режиссёры, актёры, движенцы, часть из которых являются педагогами золотой пятёрки, а также предусмотрены мастер-классы от звёздных специалистов в различных областях искусства.

А студентов как Вы отбирали? Какой у вас был кастинг?

Это тоже был эксперимент. За набор отвечал один из моих учеников, мы сделали сайт и отсняли несколько рекламных роликов, пустили только в Instagram и ВКонтакте. Реклама была настроена на конкретных людей, которые интересуются театром и творчеством. И за месяц к нам пришло более 100 человек. Мы устраивали конкурсы, 4-5 вступительных дней в течении месяца. Но действительно мы начали набор слишком поздно, была середина августа. К этому времени, большая часть людей. которая хотела поступить в театральный, уже поступила, а кто-то уехал домой, кто-то передумал поступать в театральный. У нас был набор, конечно, жиденький. Были достойные ребята, из них и набрали 20 человек к курсу. Мы сейчас думаем когда делать следующий набор. Нам тоже нужно проверить все помещения, хватает ли места для студентов. Это тоже для нас проверка, первый экзамен.

Вы еще работаете на телевидении и в кино, сейчас у Вас есть какие-то проекты?

Нет. Меня сейчас пригласили сниматься, но пока не будем говорить, потому что, я ещё не договорился с ними. Я уже несколько лет театром занимаюсь.

URL List