«Комедия положений» никогда не перестанет привлекать публику. Зачастую сюжет в ней прост и не требует ничего домысливать, герои понятны, юмор озорной, послевкусие хорошее. Не исключением стала пьеса английского драматурга Рэя Куни «Слишком женатый таксист», самая долгоиграющая комедия в лондонском Вест-Энде. Популярный сюжет облетел множество театров, где-то став визитной карточкой, а где-то претерпев фиаско.
В 2005 году пьесу поставил Валерий Белякович. В созданном им Театре на Юго-Западе сценическая площадка диктует определённые условия, поэтому увидеть здесь решение бытовой истории – интересно. Действие происходит параллельно в двух квартирах, где поочерёдно предприимчивый таксист Джон Смит живёт со своими жёнами. И неизвестно сколько бы так тянулось, если бы не несчастный случай. Спасая старушку от хулиганов, двоеженец получает в ответ несколько ударов дамской сумочкой по голове и отправляется в больницу. Подключается полиция и пресса, в Джоне они видят храброго спасателя. Но вот незадача – два адреса, две квартиры, две жены, а Джон Смит – один.
Валерий Белякович не воссоздаёт быт, между квартирами даже нет простенок. Более того, в каких-то сценах герои произвольно разрушают даже воображаемые границы, передают друг другу телефонные трубки или становятся друг к другу спиной. Это придаёт постановке не только дополнительной игривости, но и превращает пьесу в шутку. Режиссёр будто говорит нам: ничему здесь не верьте, мы просто дурачимся!
«Летающий диван!» – вне своих реплик выкрикивает Стэнли Поуни, перебрасывая в воздухе надувную мебель. Безработного соседа, который приходит на помощь Джону, играет Вячеслав Гришечкин. Его персонаж предельно манерный; в жизни такие мужчины устраиваются либо в альфонсы, либо влюбляют в себя начальницу-вдову. Актёр играет легко, непринуждённо, привнося множество импровизаций в текст, реакции его рождаются «здесь и сейчас». Он создал прекрасный дуэт с Александром Наумовым, чей таксист обладает завидной энергичностью. Джон-Наумов бросается из стороны в сторону как заведённая игрушка, в которой только что поменяли батарейки. Именно этот герой диктует общий темп, очень скоростной. Наумов и Гришечкин партнёрски чувствуют друг друга, они любят своих героев, играют с нескрываемым удовольствием, и это несомненно передаётся зрительному залу.
Конечно, одним из самых экстравагантных персонажей стал Бобби Франклин в исполнении Сергея Бородинова. Трансвестит в парике, да ещё и в туфлях на высокой шпильке, почему-то запросто входит и разгуливает по соседской квартире… То ли он перелезает через балкон, то ли входную дверь каждый раз забывают запереть (каверзы «комедии положений»?) Зачем вообще этот герой врывается в сюжет – загадка. В финале он обеспокоен, что красная краска, пролитая его сожителем, просочится в квартиру Джона и зальёт всё кругом «искусственной кровью». Возможно, это дань символическому театру? Пошлый мир таксиста, запутавшего себя и окружающих в паутину лжи, обречён погибнуть, утонуть в кровавом море… Красиво! А быть может, Бобби – всего лишь персонаж-функция, который должен усилить абсурдность ситуации.
В какой-то момент создаётся впечатление, что закручивание сюжетной линии никогда не прекратится. Это уже даже не зигзаги: одно недоразумение наслаивается на другое, снежный ком обрастает бесконечными несуразными подробностями. Обе жены Мэри (Галина Галкина) и Барбара (Тамара Кудряшова) остаются при Джоне, усаживаются поближе к нему, будто позируя фотографу. Иногда кажется, что дамы переигрывают, гримасничая и неестественно выкрикивая все реплики. Они даже и не разговаривают, а с самого начала принимаются кричать (и зачем только таксист выбрал двух одинаковых спутниц-истеричек?)
Парадоксально, но Валерий Белякович практически не использует музыку. Казалось бы – неужели это возможно в условиях «комедии положений»? Очевидно, что пьеса Рэя Куни для режиссёра – это пёстрая карикатура. Здесь всё нереально: диваны летают, телефоны передаются сквозь «стены», герои «выключаются» из действия или пускаются в импровизацию. А всё потому, что перед нами разыграли шарж, изобличающий самый сладкий порок человечества.