Императрица красоты на сцене театра им. А.С. Пушкина. Спектакль-бенефис Веры Алентовой «Мадам Рубинштейн»

Спектакль-бенефис Веры Алентовой в постановке художественного руководителя театра Евгения Писарева приурочен к 80-летию народной артистки России. Пьеса австралийского драматурга и сценариста Джона Мисто «Мадам Рубинштейн» впервые представлена в Москве. Текст специально для театра адаптировали переводчики Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская.

Фото: Мария Никифорова

Хелена Рубинштейн − основательница могущественной «империи красоты», влиятельная, богатая, успешная, дерзкая, смелая, экстравагантная и… одинокая. Во всяком случае, именно такой она предстаёт в спектакле. Конечно, не стоит видеть в сценическом пересказе точную автобиографическую справку, это всего лишь фантазия на тему.

Вера Алентова-Рубинштейн смело меняет яркие наряды (художник по костюмам Виктория Севрюкова), волосы уложены в элегантную причёску, обувь на каблуке, макияж, броские аксессуары, уверенная походка. Настоящий королевский шик и размах во всём!

Фото: Мария Никифорова

Актриса выходит на сцену театра им. А.С. Пушкина с 1965 года. Её первой ролью здесь стала Райна Петкова в постановке Бориса Равенских «Шоколадный солдатик». Это яркая, весёлая, остроумная комедия Бернарда Шоу. Бенефисный спектакль поставлен по пьесе нашего современника, фамилия которого мало о чём кому-то скажет. Тем не менее, Джон Мисто популярен в Австралии, где он пишет не только театральные тексты, но и кино-, телесценарии. В пьесе «Мадам Рубинштейн» ощущается тяга автора к кино-лексике: достаточно короткие диалоги, склеенные последовательным монтажом, сценическое время охватывает годы.

Главной языковой характеристикой Рубинштейн становятся неправильные фразеологизмы: «Скрутить в бараний хвост!» Видимо она таким образом пытается привлечь к себе внимание или попросту выделиться из толпы. Она ненавидит Гитлера, любит краковскую колбасу, говорит то, что думает, не жалует детей, не общается с родственниками, выпускает водостойкую тушь и борется с прыщами на женских лицах. Всего Рубинштейн добивалась сама, это закалило её характер и сделало из еврейской девочки настоящую «железную леди».

Фото: Мария Никифорова

Подругу и одновременно конкурентку по бизнесу Элизабет Арден играет Ольга Науменко, а молодого телохранителя-гомосексуалиста в очередь играют два актёра: Дмитрий Власкин и Артём Ешкин. Стиль существования у всех сводится к равномерному мелодраматическому повествованию. Иногда смешно от речевых перевёртышей Рубинштейн или от ёрнических диалогов с Арден. Но это не добавляет тексту поэтичности. Часто реплики теряются где-то среди насыщенной сценографии Максима Обрезкова.

Круглое кресло с красной обивкой напоминает трон, воздвигнутый среди стерильной офисной обстановки. В оформлении много эффектных приёмов: огромный центральный портал с цветной подсветкой (художник по свету Александр Сиваев), выезжающая ванна и выныривающий столик с винтажным телефоном. Всё очень красиво и подчёркнуто аристократично. «…обретение любви – не в романтическом, а просто в человеческом смысле – и есть самое главное. И в пьесе, и в жизни», – утверждает Евгений Писарев.

Фото: Мария Никифорова

Биография Веры Алентовой – это путь большой актрисы, верной служительницы театра. Того театра, который возвышает образ человека, гармонизирует и воспевает. Большая удача для зрителей видеть актрису на сцене, ведь в своих работах она несёт лучшие традиции, бесценную связь поколений, красоту высокого искусства.