Лето 1941 года. Слухи о зверствах нацистов доходят даже в самые отдалённые места Европы. И в одном еврейском местечке разрабатывают план экстренной эвакуации… В театре «Шалом» состоялась премьера спектакля Галины Зальцман «Поезд жизни» по сценарию к одноимённому фильму, написанному Раду Михайляну.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/05/r5__0448-1024x683.jpg)
Подзаголовок «трагедия абсурда» идеально характеризует эту историю, в которой жители еврейской деревеньки решают сами себя «депортировать», но не в концлагерь, а в Палестину. Идею купить поезд и просто уехать предлагает юродивый Шломо (Антон Ксенев), и его идея не кажется никому сумасшедшей. Односельчане активно действуют: собирают деньги на локомотив и вагоны, находят среди своих людей с хорошим немецким, которых можно выдать за поездной конвой, сами шьют для них форму и достают документы.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/05/r5__0523-1024x634.jpg)
В день X поезд отправляется. Время его следования становится большим отрезком жизни каждого пассажира: тут образуется любовный треугольник, пропагандируются идеи коммунизма с образованием партийной ячейки, присутствуют рассуждения о смысле существования, вере в бога, добре и зле. Но помимо машиниста-самоучки и отсутствия чёткого понимания, куда идёт этот поезд, главным осложнением в пути становится его отсутствие в расписании.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/05/r5__0215-1024x683.jpg)
Встречи с настоящими немцами долгое время проходят благополучно благодаря искусству переговорщика, выдающего себя за нацистского майора Мордехая (Дмитрий Цурский). Ему тяжелее всех: помимо рискованных встреч с врагом, когда он постоянно находится на грани разоблачения, ему нужно поддерживать дисциплину в самом составе, где обстановка то и дело накаляется. Мордехай становится грубым и жестоким, а забывающие о реальной опасности за пределами поезда пассажиры открыто начинают называть его «нацистом».
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/05/r5__0466-1024x683.jpg)
До места назначения поезду не дойти, как бы не тешили себя этой иллюзией евреи. Нацистская машина смерти оказывается сильнее еврейской изобретательности. Не зря на протяжении всего действия поезд преследует оркестр «Гитлер» – символ настигающей его опасности. Трагический финал обыгран как сказка, в которой можно придумать светлое будущее с выжившими жителями одного отдалённого местечка.
Действие разыгрывается практически на пустой сцене на фоне декорации (художник-постановщик Семён Пастух) – бетонной стены из варшавского гетто, на которой появляются имена пассажиров поезда. Спектаклю присуща некоторая кинематографичность, достигаемая игрой света (художник по свету – Игорь Фомин) и стремительной сменой эпизодов. Постановка, длящаяся около двух часов без антракта, пролетает действительно как скорый поезд, отражая две крайности – надежду и безнадёжность.