К Дню российской анимации, который отмечается 8 апреля, мы решили вспомнить наши любимые мультфильмы. Детские, взрослые, музыкальные, многосерийные, кукольные, рисованные, пластилиновые… – за 110 лет с момента выхода в России первой анимационной картины отечественные мультипликаторы создали огромную коллекцию шедевров и заслужили признание во всём мире. Пока мы всей редакцией готовили подборку и обсуждали, кто какие фильмы возьмёт на обзор, выяснили важное: мы, авторы из разных поколений, в детстве увлечённо смотрели и считали любимыми одни и те же мультики. Читайте материал и повторяйте хорошее вместе с нами!
«Пиф-паф! Ой-ой-ой!», Творческое объединение «Экран», 1980 г.
Блистательная пародия в пяти действиях. Пять театральных жанров объединяет бессмертная драматургия – бессмысленный стишок про то, как зайчик вышел погулять. Драма, оперетта, детский утренник, экспериментальная постановка и опера вышучивают закулисные и сценические штампы, типичных персонажей театрального производства и нелепые потуги заинтересовать зрителя. Диалоги и арии смешных персонажей давно разобраны на цитаты: «Предчувствия его не обманули», «Сейчас прольётся чья-то кровь», «Моя любовь – моя морковь», «И ещё неоднократно выйдет зайчик погулять» – самые памятные из них.
Есть у фильма интересная особенность: сохраняя безоговорочные приметы своего времени, он смотрится актуальным отныне и впредь – в 1990-е, 2000-е и даже сейчас, через 40 лет после премьеры. Фильм не устарел ни визуально, ни сюжетно. В этом заслуга и талант его создателей: в титрах – признанные деятели культуры и искусства. Сценарий написал Юрий Энтин, в озвучке заняты Ролан Быков, Ян Арлазоров и Ирина Муравьёва, автор музыки – Максим Дунаевский, режиссёры – Гарри Бардин и Виталий Песков. Пожалуй, возрастная категория 0+ была заявлена слишком смело: самые маленькие вряд ли до конца поймут сатиру и впечатлятся монохромной картинкой. Лучше припасти мультфильм для детей постарше (и их родителей).
(Елена Шаина)
«Золотая антилопа», студия Союзмультфильм, 1954г.
Красивая и добрая история по мотивам индийских сказок о мальчике-сироте, который подружился с волшебной антилопой, способной ударом копыта высекать золото. Жадный раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа, но храбрый сирота не предал друга.
Этот мультфильм обладал какой-то магической притягательностью: может из-за великолепной работы художников, а может, из-за озвучки – голоса были подобраны волшебные, и, когда золотая антилопа говорила: «Ты звал меня, маленький братец?», казалось, что она говорит с тобой. К сожалению, по непонятным причинам, мультфильм был переозвучен и потерял половину своей притягательности. Но история о дружбе, чести и помощи слабым остается актуальной во все времена.
(Анна Смолякова)
«Приключения Кота Леопольда», Творческое объединение «Экран», 1975-1987г.
Мультсериал о жизни добродушного интеллигентного кота Леопольда, который всегда красив и опрятен, носит пышный яркий бант на шее, ходит в удобных тапочках по своей уютной квартире, говорит мудрые слова. На его покой постоянно покушаются два хулигана – два шкодливых мышонка. Они проказничают, пытаются досадить Леопольду, который прощает им шалости и обиды и призывает «жить дружно». В каждом эпизоде мыши искренне раскаиваются и просят прощения, но вскоре снова берутся за своё. Этот мультик – сборник добрых поучительных историй, полюбившихся и детям, и взрослым. Их придумал известный писатель Аркадий Хайт, а воплотил режиссёр Анатолий Резников. Различные эпизоды были озвучены популярными актёрами Александром Калягиным, Андреем Мироновым и Геннадием Хазановым.
(Наталия Алейнова)
«Ну, погоди!», студия Союзмультфильм, 1969г.
Сборник озорных историй, как Волк раз за разом терпит неудачу в попытке поймать Зайца покорил не одну тысячу детских сердец. Такие узнаваемые декорации: парк культуры и отдыха, переполненный пляж, магазины, метро, музеи – в каждом выпуске практически можно узнать свой родной город. За наивными и милыми ловушками, которые устраивает Зайцу Волк, хочется наблюдать снова и снова, часто хочется обнять и пожалеть Волка, потому что ему достаётся больше невзгод, чем Зайцу. Оба этих персонажа очень обаятельные, весёлые, милые, они помогают верить и в дружбу, и в справедливость, и в доброту.
(Наталия Мануйлович)
«Ёжик в тумане», студия Союзмультфильм, 1975г.
Этот мультфильм или сразу становится любимым, или никогда. Философская сказка появилась на советских киноэкранах в 1975 году. Режиссёром выступил Юрий Норштейн, в основу его работы легла повесть Сергея Козлова. Главного героя, как впрочем и всех остальных персонажей, нарисовала художник-мультипликатор Франческа Ярбусова (по совместительству супруга режиссёра). Добрый, слегка гнусавый голос Ёжика – это заслуга актрисы Марии Виноградовой. Список людей, благодаря которым появился мультфильм очень длинный, ещё длиннее может стать список тех культурных традиций, которые он соединил: живопись Востока, произведения Андрея Рублева, Ван Гога, Юрия Васнецова и т.д.
Стиль мультфильма подводит зрителя к извечной теме подсознания и сновидений. Но, наверное, не будет ошибкой сказать, что вся история заблудившегося Ёжика – выражение мощи человеческого воображения. Оно порой сильнее реальности. Иллюзия, в которой живёт человек, может спасти его от многих ужасов земного шара и чуточку приблизить к Творцу. Хрупкий мир, который как утренний туман, поглощает человек – выражение его невидимого духа. В этот микромирок вход запрещён. «Ёжик в тумане» – это всегда очень личная история, которая у каждого из нас будет вызывать массу абсолютно разных ассоциаций и размышлений: в детстве одних, в зрелом возрасте других. Именно этим, мультфильм бесценен.
(Елена Жатько)
«Двенадцать месяцев», студия Союзмультфильм, 1956г.
История, написанная Самуилом Яковлевичем Маршаком, сначала была спектаклем в Московском театре юного зрителя в 1947 году, затем во МХАТе в 1948, и только потом стала анимационным фильмом. О том, как злая мачеха послала падчерицу в лес за подснежниками в разгар зимы, знают, наверное, все. Даже те, кто не видел мультфильм, понимают значение фразы, ставшей синонимом чего-то невыполнимого.
В детстве эта сказка была связана для нас с Новым годом, ведь ее всегда показывали по телевизору в период новогодних праздников. Картинка за окном и на экране была одинаковая: снежная, морозная, волшебная зима. И каждая девочка мечтала о том, что все ее печали и горести легко отведут двенадцать прекрасных принцев-месяцев.
(Анна Смолякова)
«Дядюшка Ау», Творческое объединение «Экран», 1979г.
Кукольный анимационный фильм создан по мотивам повести финского писателя Ханну Мякеля – «Господин Ау». Главный герой – забавный старичок-домовой, который живет в лесу (лесовичок), в маленькой избушке, разговаривает сам с собой и окружающим миром, и попадает в разные смешные ситуации. Хотя он достаточно хулиганистый для своего почтенного возраста, но добрый и по-своему наивный. А главное его достоинство – голос Василия Ливанова, лучшего Шерлока Холмса всех времен.
(Анна Смолякова)
Мультфильмы-мюзиклы
Если родиной мюзикла называют Америку, то перенос жанра в рамки анимации произошёл в СССР. Талантливые и дерзкие мультипликаторы, объединившись с самыми мощными музыкальными и драматическими силами страны, создавали один мультшлягер за другим.
Несомненным лидером нового жанра стали «Бременские музыканты» (1969г, режиссер Инесса Ковалевсаая). Почти хулиганская фантазия на тему знаменитой сказки Братьев Гримм в стиле «хиппи» потребовала музыкального оформления с элементами рок-н-ролла. С этим отлично справился композитор Геннадий Гладков.
Лучшие голоса страны – Олег Анофриев, Эльмира Жерздева, Муслим Магомаев стали исполнителями непревзойденных лирических сонгов и рок-композиций из «Бременских музыкантов». Мультфильм, его герои и песни вмиг обрели статус культовых и сохраняют его до сих пор. Любовь к вольнолюбивой музыкальной сказке о трубадуре и принцессе, которую возмущенные критики называли «марихуаной для детей», переходит из поколения в поколение, невзирая на эпохальные перемены в истории страны.
В 1976 году на киностудии «Киевнаучфильм» выходят первые три серии знаменитого музыкального мультсериала «Приключения капитана Врунгеля», созданного режиссёром Давидом Черкасским по мотивам повести Андрея Некрасова. Экспериментальный 13 — серийный мультик, снятый с использованием техник перекладки рисованной мультипликации и реальных кинокадров, был завершён в 1979 году.
Известные советские актёры Зиновий Гердт, Евгений Паперный, Семён Фарада, подарившие свои голоса героям сериала, сами исполнили песни из роскошного саундтрека, написанного композитором Георгием Фиртичем. Главный хит мюзикла-бурлеска «Мы бандито, гангстерито» и сегодня с удовольствием распевают и дети, и взрослые.
Музыкальную историю «Летучий корабль» в 1979 году снимает прославленный советский мультипликатор Гарри Бардин. Русская народная сказка о любви царевны и трубочиста, построившего для возлюбленной небывалый летучий корабль, стала необычайно популярной, благодаря творческому содружеству поэта Юрия Энтина и блистательногл мелодиста Максима Дунаевского.
Роли в доброй мультсказке озвучили любимые народом артисты – Михаил Боярский, Анатолий Папанов, Татьяна Шабельникова и сам Гарри Бардин. Именно они исполнили иузыкальные партии героев и передали эстафету совремкнным певцам всех возрастов, с удовольствием включающим проникновенные хиты в свой репертуар.
(Дарья Евдочук)