Читаем трилогию Рейчел Каск. Романы без главного героя

Рейчел Каск – популярная британская писательница, чьи работы постоянно попадают в короткие списки различных книжных премий. Экспериментируя с формой повествования, Каск создала нечто принципиально новое – роман, где главный герой не важен. Её трилогия («Контур», «Транзит» и «Kudos») представляет собой чистый сторителлинг – книги, в которых есть только монологи окружающих главную героиню людей. Сама же она при любых обстоятельствах остаётся в тени.

источник фото: quillandquire.com

Писательница говорит, что хотела пересмотреть отношение к всезнающему рассказчику (главному герою) в романе. Каск переворачивает эту привычную структуру – её главная героиня даёт высказаться другим, а сама слушает и анализирует. 

Хотя многие называют трилогию Каск автофикшеном, сама писательница это отрицает. Она долго занималась поиском формы и считает, что нашла такую, которая отражает саму жизнь в её непредсказуемости, прямоте, банальности и сложности. Голоса людей, звучащие вокруг Фэй, транслируют их отношение к жизни с её бессюжетностью, непредсказуемостью, иногда – бессмысленностью.

фото: Вероника Юрасова

Трилогия Каск – это философские рассуждения о жизни, браке, разводе, детях, литературе и писательстве. Номинальная главная героиня Фэй оказывается в разных жизненных ситуациях, городах и странах. Мы знаем о ней только то, что она достаточно успешная писательница, которая преподаёт литературное мастерство, периодически даёт интервью и много путешествует. Она пережила развод и у неё двое детей.

«Контур». Рейчел Каск. М.: Ad Marginem, 2021

Первая книга трилогии была написана в 2014 году, и в ней Фэй едет в Афины, чтобы провести несколько уроков в «летней школе писателей». С самого начала сдержанность Фэй контрастирует с разговорчивостью людей вокруг. История начинается с беседы в самолёте, которую заводит сосед писательницы – он подробно рассказывает ей о своей жизни, греческих родителях, неудачных браках, сложностях воспитания ребёнка.

Может показаться, что он избыточно откровенен, однако, читая дальше, мы понимаем, что для персонажей Каск (эпизодических и появляющихся снова) абсолютно нормально говорить о жизни в формате монолога. Фэй не против, она любит слушать и наблюдать. Почти каждый новый собеседник начинает разговор с чего-то очень тривиального, что в итоге разрастается до философских размышлений с элементами психоанализа. 

«Транзит». Рейчел Каск. М.: Ad Marginem, 2022

В этой части трилогии Фэй готовится начать новую жизнь (отсюда и название книги «Транзит») в Лондоне и приобрести своё жильё для себя и сыновей. Это оказывается не самой простой задачей – читатель станет свидетелем всей цепочки событий: от выбора главной героиней квартиры и знакомства с рабочими, до безумных нападок новых сумасшедших соседей.

«Транзит» – наиболее приземлённая из трёх книг. Она о жизни женщины, которая переживает последствия развода и проходит через кризис среднего возраста. История Фэй, на первый взгляд, звучит обыденно и не заслуживает быть заключённой в целый роман. Но чем больше читаешь Каск, тем больше понимаешь, про что она. И в первую очередь она про значимость женского опыта, который нам самим в силу каких-то навязанных извне причин может казаться неважным.

Каск рассуждает о том, что кризисы среднего возраста зачастую выбивают почву из-под ног, потому что ты осознаёшь, что у жизни не может быть чёткого плана. Кроме тебя самой, никто не поможет найти устойчивость. Но и ты не можешь толком ничего спланировать – жизнь слишком непредсказуема. 

«Kudos». Рейчел Каск. М.: Ad Marginem, 2022

В заключительной части трилогии Фэй едет в неназванный европейский город, чтобы поучаствовать в писательском форуме (название форума Kudos переводится как «слава») и дать несколько интервью. Люди, с которыми встречается Фэй в этой части, с ходу ударяются в философию и смело рассуждают о проблемах патриархата, бракоразводных процессах, литературной никчёмности, творческом бесплодии, профессионализме и его отсутствии. 

В этой части трилогии монологи более обстоятельны и серьёзны. При этом сама главная героиня становится всё более закрытой от читателя. В чуждом ей жарком климате с тяжёлым сердцем и рядом сопутствующих неурядиц Фэй продолжает тенью ходить от человека к человеку. Даже интервьюеры не могут её разговорить и вместо этого – говорят сами. 

«Kudos» наполнен горькой иронией, которая читается глубоко между строк. Например, парадоксально, что местные жители говорят Фэй, что ей бы следовало пожить у них в солнечной стране, тогда у неё было бы меньше проблем. При этом всё, что они говорят о себе, даёт чёткое понимание, что их жизнь тёплый климат почему-то не улучшил.

«Kudos» очень напоминает откровенные беседы с попутчиком в поезде, которого ты больше никогда не увидишь. Люди изливают друг другу свои чувства, рассказывают истории, в которых окружающие находят отражение своих мыслей. Эта часть трилогии заставляет рефлексировать не только персонажей (как бы «друг об друга»), но и что самое ценное, читателя. 

Трилогия Каск написана похожим на автофикшен стилем, однако при этом он лишён привычной этому жанру исповедальности. Каск никого не учит, не препарирует ни чувств своей главной героини, ни её собеседников. Эта проза обволакивает своей нормальностью, в то время как один монолог плавно перетекает в другой. Книги Каск успокаивают и напоминают об обычной, спокойной жизни, почитать о которой иногда особенно важно, чтобы сохранять веру в лучшее.

Автор: Вероника Юрасова