Осень… возможно осень, ведь идет дождь… женщина в шапке… должно быть, холодно… банки с помидорами… ну точно осень, ранняя, пора заготовок… все покрыто пленкой, правильно, дожди теперь надолго… три окна, только в одном горит свет… все уехали… нет, не все… остались двое… почему?… зачем они здесь?… посреди воды…
Диана – тонкая и хрупкая, как фарфоровая статуэтка, и Нина – «коня на скаку остановит..» – на первый взгляд не имеют ничего общего, но волею судьбы оказываются привязаны друг к другу не только в настоящем моменте. Есть у них одна на двоих история длиною в жизнь, но им еще предстоит это понять, а пока Нина пытается насильно накормить Диану, ведь та отказывается от еды…
Роза Хайруллина и Юлия Чебакова играют спектакль «Он в Аргентине» по пьесе Людмилы Петрушевской и посвящают его памяти режиссера Дмитрия Брусникина, который перенес этот абсурдный и красивый текст на сцену десять лет назад. Пьеса «на двоих» – как игра в пинг-понг: актрисы перебрасываются репликами, а зритель должен успеть увидеть надпись на шарике, чтобы из слов сложить пазл истории о двух полярно разных женщинах.
Они жили в разных мирах, говорили на разных языках, знали и умели разные вещи, но их пути причудливым образом пересеклись на опустевшей базе отдыха работников культуры. Нина заведует тут всем: она и повар, и уборщица, и лодочник. Вкалывает с утра до ночи, обслуживает постояльцев и одна обеспечивает многочисленную неудавшуюся родню. Ведет себя разухабисто по-простецки, говорит также, иногда выпивает. Героиня Юлии Чебаковой проста и понятна, как миллионы таких же женщин, вынужденных бороться за существование. В ней нет никаких скрытых смыслов и подтекстов, вот она – душа нараспашку – вся здесь, открытая книга, читай–не хочу, и даже ее единственная тайна банальна до неприличия.
Как будто мало в жизни Нины неудачных поворотов, судьба посылает ей абсолютно инопланетное существо – Диану. Кто она и как оказалась в этом замшелом санатории – понять невозможно. Обрывки фраз, с королевской невозмутимостью брошенные в воздух, могут быть чем угодно: и реальной историей, и литературным произведением. «Она была актрисою…» – что ж, вполне возможно, как возможна и тысяча других вариантов. Роза Хайруллина играет «вне»: вне текста, вне истории, вне логики, наконец, вне этого мира. Ее героиня – и «маленький принц», и Макбет, и сотни других ярких вспышек, сконцентрированных в одной точке, но несовместимых с водкой, солеными огурцами и существованием в сегодняшнем дне.
За прозаической сценической картинкой, с теми самыми пресловутыми огурцами, дождем, пьяными танцами и набившим оскомину «Зеленоглазым такси», словно негатив фотографии проступает совсем иная история, а может быть, даже не одна. Холодная надменность здесь оказывается криком о помощи, жестокость – любовью и состраданием, страшные истории – целью, а растянутые треники Нины – гардеробом Харона. Обманчивая простота текста в устах двух прекрасных актрис становится криптографическим посланием, головоломкой с множеством ответов, среди которых нет неправильных.
Спектакль играют в Пространстве «Внутри»
Следующие показы 23 и 24 июня