Спектакль «28 дней» в Театре.Doc. Что значит быть женщиной

Красный отделяется от монохромного фона, бьет по глазам. С самого начала спектакля цвет используется как документальный прием, ведь «болезненная и ироничная оратория, выстроенная по принципу античной трагедии», как описали ее в театре — это спектакль о том, что чувствует и думает женщина в разные фазы менструального цикла.

Говорить о телесном в России сложно. Особенно со сцены. Особенно называя вещи своими именами. Поэтому Театр.Doc снова делает то, что умеет лучше всего: ведет честные разговоры на грани протеста. Форма для этого выбрана удивительная и эклектичная — авторы постановки Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева разложили пьесу Ольги Шиляевой на многоголосную ораторию. Вокализы исполняют главная героиня в образе растерянной Белоснежки, саркастически улыбающийся мужчина в домашних тапочках и девять воинственных девушек, постоянно держащих зрителей в напряжении. Все они похожи на хор внутренних голосов. Пение придает происходящему ироничную метафоричность, без которой слушать болезненно откровенный текст было бы сложно. 

Чтобы воспринять постановку так, как задумывалось, нужно адаптироваться к максимальной прямоте, жесткости подачи и, как ни удивительно, не бояться смеяться. Зрителей, привыкших к завуалированности и эвфемизмам, спектакль может шокировать. В тексте вы услышите физиологические подробности, гендерные стереотипы, абьюзивные высказывания, истории о насилии и искренние мысли и сомнения — такие, которые человек, как правило, озвучивает только себе. Всего в часе действия сконцентрирована актуальная феминистская повестка, дискуссионные вопросы которой достаточно резко бросают со сцены в зрителей. При этом постановка не имеет никакого отношения к психологическому театру: и смех, и слезы, и часто возникающая в зале реакция узнавания  спровоцированы максимальной честностью и человечностью текста.

Тема спектакля так или иначе касается каждого, но основной посыл меняется в зависимости от смотрящего. Кто-то задумается, насколько жизнь женщины подчинена циклическим процессам ее организма. Кто-то воспримет как главную тему гендерное неравенство или насилие. А кому-то спектакль принесет новую информацию и вопросы для размышления о себе. Но чтобы получить любое из этих впечатлений, придется быть максимально открытым и принимать правила, по которым живет спектакль — к спокойствию консерваторов, не иммерсивный, а просто невероятно жизненный.

Постановка «28 дней» участвует сразу в трех номинациях Золотой маски 2020: лучший драматический спектакль малой формы, лучшая работа режиссера и лучшая работа драматурга.

Поделиться ссылкой: