В программе фестиваля под художественным руководством Теодора Курентзиса — симфонические и камерные концерты, оперная постановка, перформансы и поэтические читки, классическая и альтернативная музыка.
Фестиваль откроется симфоническим концертом оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Музыканты исполнят два сочинения, считающиеся вершиной жанра симфонической трагедии: «Метаморфозы» Рихарда Штрауса — одно из наиболее совершенных симфонических адажио — и Шестую «Патетическую» симфонию Петра Чайковского, эмоциональная заряженность, предельные образные и динамические контрасты которой неизбежно оказывают сильнейшее воздействие на слушателя.
Готовя запись Шестой симфонии на лейбле Sony Classical в 2017 году, Теодор Курентзис отметил: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в нее “цветок раны” — совершенство церемонии, где собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, — а не просто дать концерт». Шестую симфонию в интерпретации Курентзиса и musicAeterna зрители услышат 11 июня. Концерт пройдет в Большом зале ДК Солдатова.
Также в концертной части программы будет звучать барочная музыка, которую представит камерный оркестр из Москвы Rosarium (он исполнит сочинения Баха и Телемана 17 июня), и музыка начала и конца романтической эпохи в интерпретации musicAeterna (солисты оркестра сыграют произведения Шёнберга и Шуберта 13 июня).
Как обычно, на фестивале будет очень много новой музыки. Хор Пермской оперы Parma Voices под управлением Евгения Воробьева готовит подборку редко исполняемых сочинений композиторов XX века (16 июня). Перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских сыграет сочинения для ударных соло (19 июня). В последний день фестиваля, 20 июня, Московский ансамбль современной музыки будет исследовать бесконечные выразительные возможности новой музыки и современные исполнительские практики на материале произведений Курляндского, Александера Шуберта, Жодловски и Ксенакиса. Часть из этих сочинений прозвучат впервые. Концерты на рассвете в Пермской художественной галерее (12 и 18 июня) по традиции сохраняют программу в тайне.
Будучи площадкой для творческого поиска новых форм и смыслов в сфере современного театра, Дягилевский фестиваль представит в этом году несколько экспериментальных перформативных проектов. Все они исследуют безграничные возможности синтеза жанров и стилей, ищут новые выразительные средства, каналы восприятия и инструменты: в ход идут сухие ветки, швейные машинки, механические сирены, дыхание самих перформеров.
На фестивале впервые будет исполнена офлайн-версия музыкального спектакля Кати Бочавар «Территория Гамлет» (18 июня) — вдохновленное личностью Аллы Демидовой размышление о поиске художником себя, в сопровождении музыки Алексея Сюмака, виртуозно стилизованной под барокко. Постоянный участник фестиваля хореограф Анна Гарафеева представит свою новую работу — «Дыхание» (12 июня), в которой дыхание перформеров становится основой звуковой партитуры и хореографического текста.
Впервые на фестивале выступит междисциплинарный художник Алексей Таруц с трансмедиальным спектаклем-ритуалом TOUAMOTU AKU AKU HIWA OA OANU RARAKU TOTO MATUA TOUAMOTA (17 июня). Танц-перформанс «ТРУД.МАЙ» (12 июня) в постановке режиссера и хореографа из Петербурга Сергея Ларионова — это исследование «человека в интерьере», построенное на интервью с портными и мастерами швейного дела и воплощенное в интерьере швейного цеха. Концерт-перформанс в двух частях Love Will Tear Us Apart (15 июня) строится вокруг образа разрушительной, но вдохновляющей любви и будет проходить в течение дня на двух разных площадках.
Закрытием Дягилевского фестиваля 20 июня станет постановка, вписывающая оперу-мистерию Карла Орфа в индустриальный интерьер завода Шпагина. De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») — это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и громадного оркестрового состава с участием около 30 ударных инструментов. Театральные работы Орфа практически неизвестны в России: их исполнение вызывает большие трудности. Оркестр Орфа — это крайне нестандартный состав. Солисты должны не только обладать актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности.
Тема образовательной программы в этом году — «Взаимодействие»: взаимодействие на территории движения, голоса, ритма. Теодор Курентзис проведет мастер-класс с симфоническим оркестром — для молодых дирижеров, участники фестиваля будут заниматься со студентами творческих вузов. Впервые будут организованы мастер-классы для учителей детских музыкальных школ. Прием заявок на участие в образовательной программе открывается 16 мая на сайте фестиваля.
В течение всего фестиваля будет работать Фестивальный клуб, который в этом году разместится в пространстве частной филармонии «Триумф». С 11 по 20 июня здесь будут проходить трансляции и обсуждения событий основной программы, перформансы и творческие встречи.
Полная программа опубликована на официальном сайте Дягилевского фестиваля.