История цикла спектаклей «Метаморфозы» началась в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова. Необычная постановка «Легкое дыхание» была создана как итоговая работа одного из выпусков и произвела фурор, ведь ничего подобного публика еще не видела. Формат спектакля – литературно-сценический коллаж, объединяющий небольшие произведения двух столпов русской литературы – Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина. Со временем «Метаморфозы» стали циклом, и сейчас в Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова таких спектаклей пять: «Легкое дыхание», «Враги», «Жены артистов», «Мадрид», «Темные аллеи».
«Мы намеренно не берем драматургические произведения, в которых изначально заложен определенный посыл фабулы и сюжета. Нам интереснее как бы из воздуха, из ниоткуда, материализовать и инсценировать тончайшие струны взаимоотношений характеров и характера взаимоотношений Бунинских и Чеховских героев. Несмотря на всю прозрачность данной прозы, а скорее именно поэтому, задача эта архитрудная, но чрезвычайно увлекательная, и самое главное – невероятно полезная для актеров, пытающихся найти в себе новые возможности и оттенки актерской игры» – отмечает художественный руководитель цикла Никита Сергеевич Михалков.
Уникальность «Метаморфоз» не только в дуэте великих русских писателей, но и в объединении нескольких режиссеров в работе над одним спектаклем. Художественным руководителем постановок всегда выступает Никита Сергеевич Михалков, а в режиссуре отдельных частей к нему присоединяются (в зависимости от спектакля): Александр Коручеков, Игорь Яцко, Сергей Газаров, Вера Камышникова, Роман Лавров, Андрей Ливицкий, Михаил Милькис, Мария Апексимова (Шмаевич).
В каждой постановке не только несколько мини-спектаклей в разных жанрах, но и небольшая документальная кинохроника, проливающая свет на творческий процесс создания спектакля. Репетиции с Никитой Сергеевичем, его реплики, демонстрация актерского, режиссерского и педагогического мастерства – интересны и увлекательны не меньше самого спектакля.
Спектакль «Мадрид» состоит из произведений «Три рубля», «Чистый понедельник», «Мадрид» (И.А.Бунин) и «Дачники», «Нервы», «Знакомый мужчина», «Ведьма» (А.П.Чехов), так или иначе касающихся отношений между мужчиной и женщиной. Как и в жизни, амплитуда жанров в этой теме огромна: от лирики, через фарс и буффонаду к трагедии, а затем снова к комедии.
В этой постановке, как и во всех спектаклях цикла, декораций в привычном понимании – только необходимый минимум. Основную визуальную нагрузку несет проецируемый на полупрозрачный занавес видеоряд – работа художника Юрия Купера. Здесь можно увидеть природные стихии, обстановку дома, железнодорожный вокзал и все то, что придает каждой миниатюре свое особое настроение. Это еще одна особенность «Метаморфоз» – соединение театра и кинематографа. По замыслу Никиты Сергеевича «..такое решение освобождает от необходимости театрализовать постановки декорациями. А если их нет, некуда за ними спрятаться, тогда и начинается психологизм».
Прятаться действительно некуда, да и незачем: каждый актер в команде – живое подтверждение успешности педагогического метода Михалкова. Большинство миниатюр построено на дуэтах, разнящихся психологически и стилистически. Но какой бы жанр ни предполагало сценическое действие – будь то откровенный фарс или тонкая лирика – актерские работы продуманы и отработаны до мелочей. Наивны и трогательны герои новеллы «Три рубля» (Александра Кижаева и Арсений Тополага), забавны страдающие от родственников «Дачники» (Марианна Васильева и Александр Кижаев), уморительны и буйны Полина Шустарева и Сергей Радченко («Нервы»), по-гоголевски ярки и таинственны Эвелина Семерикова и Кирилл Быркин («Ведьма»).
Екатерина Нестерова и Георгий Иобадзе играют две новеллы Бунина – «Чистый понедельник» и «Мадрид». В интерпретации этого актерского дуэта, истории поданы больше языком тела, чем вербальным выражением. Жесты и движения, кажется, говорят яснее слов, а световое оформление превращает мизансцены в собрание редких экспонатов галереи искусств. Единство внешней и внутренней красоты, пластический рисунок ролей и идеальное партнерство делают этот дуэт особенно запоминающимся.
Несомненное достоинство спектакля – легкость восприятия. Как киноальманах, состоящий из короткометражных фильмов, «Мадрид» не дает заскучать. Меняются сюжеты, актеры, жанры, а с ними кружится калейдоскоп эмоций и живой интерес: а что же будет дальше?